Мы используем ругательства в разном контексте и с разными целями: как стилистически окрашенную фигуру речи, для передачи сильной эмоции, смеха ради, для самообороны. Иногда прибегаем к ней, чтобы проявить осознанную злость и оскорбить или заставить страдать собеседника. Психологи решили разобраться, при каких обстоятельствах и с какой целью употребляют грубые выражения. Им хотелось доказать, что обсценная лексика не обязательно «удел» безграмотных людей.
Коллектив исследователей нью-йоркского Колледжа Марист предложил группе людей в течение минуты назвать максимальное количество слов, начинающихся с одной буквы. Таким образом определили беглость речи. Люди с хорошо развитыми речевыми навыками за отведенное время приводили максимально большое количество примеров. Используя ту же методику, во втором эксперименте исследователи предложили участникам вспомнить максимальное число ругательств. В результате этого теста ученые пришли к выводу, что люди, отлично владеющие родным языком, имеют в своем багаже и большой выбор нецензурных слов. Обладатели скромного лексического запаса и знанием грубой лексики похвастаться не могут.
Таким образом, гипотеза о скудном речевом запасе любителей крепкого словца не подтвердилась. «Широко распространено мнение, что люди, склонные к употреблению обсценной лексики, ленивы, плохо воспитаны, у них скромный вокабуляр и они не умеют себя вести. Исследование показало, что знание большого количества табуированных выражений — свидетельство развитости речи и умелого владения родным языком», — заявили специалисты Колледжа Марист.
Ругань как эмоциональная реакция на происходящее — естественный механизм защиты
Следующий вывод: уместное использование ругательств позволяет общаться с наибольшей эффективностью. При определенных обстоятельствах ругань берет на себя дополнительные функции. В рамках упомянутого эксперимента ученые попросили подопечных как можно дольше держать руку в ледяной воде, произнося грубые слова. Затем повторили эксперимент, но заменили нецензурные выражения нейтральными, эмоционально не окрашенными словами. При этом шел мониторинг частоты сердечных сокращений. Матерящиеся участники смогли продержаться дольше.
Такой результат позволяет предположить, что ругань как эмоциональная реакция на происходящее — естественный механизм защиты. Она помогает высвободить нужное количество адреналина, ускорить пульс и облегчить боль. Нецензурная лексика может играть роль обезболивающего.
«Вдохновила на эксперимент жена, которая грязно ругалась в момент схваток перед появлением на свет дочери. Акушерки при этом сохраняли полную невозмутимость, говоря, что во время родов большинство женщин страшно матерятся и что это нормально», — отметил один из исследователей Ричард Стефенс.
Ненормативная лексика и эмоции — двусторонняя связь
Ученые также исследовали, как связаны ненормативная лексика и эмоции. Вместо того чтобы посмотреть, не вызывает ли мат каких-либо эмоций у говорящего, они хотели понять, может ли сильное чувство привести к увеличению «беглости в матерной лексике».
Участников эксперимента попросили сыграть в «шутер» на компьютере, чтобы вызвать эмоциональное возбуждение. Они играли в течение десяти минут. За это время успели исследовать виртуальную среду, подстрелить пару врагов. Это был верный способ вызвать эмоции, так как участники сообщали, что чувствовали себя более агрессивно настроенными по сравнению с теми, кто играл на компьютере в гольф.
Затем была проверка «беглости в употреблении ненормативной лексики». Как и предсказывалось, те, кто играл в «стрелялку», смогли перечислить большее количество нецензурных слов, чем те, кто соревновался в виртуальный гольф. Это подтверждает двустороннюю связь между руганью и эмоциями. С одной стороны, мат может вызвать эмоциональный отклик, как было показано в исследовании со льдом, с другой — эмоциональное возбуждение также может спровоцировать поток бранных выражений.
Проведенные исследования показывают, что ненормативная лексика — это нечто большее, чем простое оскорбление или языковое бескультурье. Язык — это сложный инструментарий, и нецензурные выражения — его часть. Неудивительно, что многие из последних слов погибших в авиакатастрофах пилотов, запечатленных на «черном ящике», бранные. Получается, этот языковой пласт связан с вопросами жизни и смерти. Объем словарного запаса нецензурных слов носителя языка коррелирует с общим словарным запасом, а использование ненормативной лексики неразрывно связано с опытом и выражением чувств и эмоций.
Источник: theconversation.com