Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

Все чаще испытываю дискомфорт в общении с коллегами. Дело в том, что муж хорошо обеспечивает семью, я могу не работать. Но мне хочется иметь собственный доход. У компании, в которой работаю, сейчас непростые времена: идет сокращение штата, зарплаты. Я слышу разговоры коллег, сочувствую им, помогаю, чем могу. Стараюсь не привлекать к себе лишнего внимания ни в одежде, ни в еде (мы обедаем на рабочем месте). Но иногда невольно могу «проговориться», потом переживаю. Порой присутствую при обсуждении (разумеется, негативном) начальника и ничего не могу сказать, потому что муж тоже занимает руководящую должность. На работе и в обычной жизни мне не хватает «своих» людей, которые бы понимали, поддерживали, с которыми можно было бы поделиться интересными идеями.

Ирина, 47 лет

Вы попали в зону пересечения двух ролей: лояльного члена коллектива, «славной коллеги», — и жены мужа, видимо, руководителя. Для вас крайне важно нравиться коллегам, быть «своей» и чувствовать себя естественно, — но ведь столько тем и сюжетов под запретом, какая уж тут естественность! Вы не актриса и не разведчик. Ваши переодевания в скромные наряды не меняют самоощущения: на работе вы все равно немного гостья, пусть даже трудитесь наравне со всеми.

«Распилить» себя на две совершенно отдельные роли не получится, да и не чувствуете вы вкуса к двойной жизни. Ваши «ляпы», когда вы ненароком выдаете принадлежность к другой среде, — это бессознательная попытка быть все же одним человеком, а не двумя. Никто из нас на рабочем месте не говорит всего, что в голову приходит: у вас одни ограничения, у коллег другие.

Уровень доходов — не единственное, что различает и разделяет тех, кто оказался в одной команде. Вы пишете, что могли бы не работать, но вам нравится зарабатывать самостоятельно. Однако ни от какого коллектива не стоит ожидать абсолютного комфорта и возможности быть полностью собой. Так уж устроено.

В вашем письме звучит еще одна тема: вам не хватает «своих» — интересного общения с близкими по духу людьми. Такое впечатление, что нынешняя работа — это только один из способов обрести «своих», своего рода черновик. Но эта потребность может быть реализована иначе. Как знать, может быть, нынешний дискомфорт — не проблема, а подсказка. Возможно, пора подумать о новом проекте, в котором можно будет соединить то, что вы умеете, и то, кем хотите быть.