Когда переходишь ручей по бревну, лучше смотреть на то место на противоположном берегу, куда планируешь дойти. Но точно не под ноги. Иначе вероятность попасть именно в ручей, а не на противоположную сторону сильно увеличивается.
Когда мне было лет 8-9, в летнем передвижном цирке я увидел, как фокусник гнул ложки и вилки одним только взглядом. Пытался потом повторить, но бабушка скептически относилась к таким экспериментам. Потом пытался силой детской мысли приклеить ложку к своему лбу. Результат оставался тем же: ложка звонко шлепалась на пол.
«И — раз». Пока вы читали эту фразу, прошла секунда. Запал у гранаты срабатывает на четвертой.
Та весна в Приморском крае выдалась солнечной, насыщенной красками. Море по-особенному ярко пахло йодом. Шум тайги завораживал, казалось, ветер застрял в кронах деревьев и не собирался из них выбираться.
Уже вышел приказ о новом весеннем призыве. Мыслями я был в институте. Как там будет дальше? Дембель.
До срочной я поступил в МВТУ им. Баумана на какую-то жутко засекреченную кафедру — такую, что первокурсники толком не знали, чем будут заниматься на пятом курсе.
А после первого курса с ребят моего года рождения сняли бронь. До последнего мы с одногруппниками не могли поверить, что окажемся первыми за пятидесятилетнюю историю кафедры, кто пойдет на срочную не из-за того, что завалил сессию.
Стрельбы проходили регулярно. После выполнения упражнения по мишени необходимо было метнуть гранату и совершить марш-бросок.
Я отчетливо вижу свежие царапины на корпусе гранаты и то, как, долетев до верхней точки, она на мгновение зависает и падает вниз
Мой подчиненный, давно уже не новобранец, замахивается, а дальше мой взгляд впервые за все время службы прилипает к запалу. Кольцо он выдернул, чека слетела, а граната, вместо того чтобы полететь вперед, взлетает вертикально вверх.
«И — два». Я отчетливо вижу свежие царапины на ее корпусе и то, как, долетев до верхней точки, она на мгновение зависает и падает вниз. Как в замедленном кино. Летит мне в лоб и вращается вокруг своей оси. Взгляд не отлипает, в голове не просто пусто, а совершенно пусто. Я вдруг понимаю, что наблюдаю за процессом как бы со стороны и сверху.
«И — три». Мой взгляд все там же. Ощущение, что это я лечу вниз. Времени нет, как нет и мыслей. Я так и не понял, сначала ли посмотрел на пучок травы рядом с окопом, или потом увидел, как граната упала рядом с ним. Вжимаемся с подчиненным в стены окопа, обернувшись вокруг автоматов — как будто за ним можно спрятаться.
«И — четыре». Стало еще тише. А потом в тайге загалдели птицы. Звонко и о чем-то своем. Но перед этим я услышал, как отозвалось в тайге эхо взрыва.
Все сослуживцы целы, и теперь уже их взгляды прикованы к небольшой воронке перед окопом. Оружие к осмотру. И дальше собственно марш-бросок.
Вечером, за ужином, я долго смотрел на алюминиевую вилку. И складывал ее пополам. Мысленно. Но нет, она оставалась без изменений. А после ужина я оставил эту затею.
Для себя я решил, что если надо будет, взгляд приклеится. А у фокусника в цирке, кроме глаз, еще руки имеются. А за их ловкостью еще смотреть и смотреть.
С тех пор у меня так и остались без ответа два вопроса.
Первый — на какую же высоту граната взлетела, если упала она между «и — три» и «и — четыре»? Второй — а если бы мой взгляд отклеился? Что тогда?
Но ни на первый, ни на второй вопросы я так и не стал искать ответ. Это давно перестало быть важным.
Друзья говорят мне, что она и так летела в сторону, мол, я все придумал, и это всего лишь совпадение. Я давно перестал с ними спорить. Может быть, они правы. Но если ты замечаешь, что события в твоей жизни складываются, когда просыпается инстинкт, чутье, то это уже, как говорят британские ученые, закономерность.
Другое дело, что это происходит не постоянно, а тогда, когда ты подошел к границе своих возможностей. Именно в этот момент совершается рывок. Сейчас его еще называют квантовым скачком.
Только как понять, что вот она — граница твоих возможностей? Когда это происходит? Может быть, тогда, когда ты начинаешь видеть ситуацию со стороны? Когда начинаешь ощущать, что проживаешь каждый момент жизни, не откладывая ее на завтра.
Когда ощущаешь себя в моменте.
Об авторе
Александр Колганов — психолог, применяет в работе оздоровительные практики.