Мы с женой решили попробовать соблюдать Шаббат лет десять назад. В то время нам часто случалось говорить о том, почему наша жизнь так суматошна. Зачем мы столько суетимся, почти не получая при этом удовольствия? Что думают о своих нервных родителях наши заброшенные дети?
Надеюсь, мы нашли некоторые ответы на эти вопросы, и одним из них было решение сделать нашу жизнь более… традиционной, еврейской, что ли, — например, начать соблюдать закон Шаббата.
Честно говоря, поначалу это было непривычно, даже тяжело. Ну вот простой вопрос: как занять все это время — с ночи пятницы по вечер субботы — без привычных дел, без телефона, магазинов и телевизора? Запреты Шаббата казались нам тюремными, в нашей повседневной жизни мы как будто утратили ориентиры.
Что такое Шаббат
Шаббат — четвертая заповедь Бога в Торе. Она гласит: «Шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой — суббота Богу, всесильному твоему: не совершай никакой работы...» Этот день посвящен памяти о божественном сотворении мира и напоминает о том, что человек не властен над природой, но властен творить гармонию в своем собственном мире.
Шаббат начинается в пятницу вечером, с заходом солнца. За 18 минут до заката (в Иерусалиме — за 40 минут) хозяйка дома зажигает несколько свечей (по количеству человек в семье, но не меньше двух), произнося при этом благословение. Заканчивается Шаббат в субботу тоже на закате.
На протяжении этого священного времени человеку запрещены «39 видов мелахи» — созидательной работы, которая включает какое-либо производящее или преобразующее действие. Человек может провести всю субботу, бегая вверх и вниз по лестнице, и тем не менее он не нарушит субботу.
Но даже зажечь спичку — нарушение, потому что при этом создается пламя
В Шаббат запрещается не только работать, но и прикасаться к деньгам, и пользоваться электричеством. Вся еда готовится накануне и сохраняется в тепле.
В субботу человек должен сосредоточенно изучать слово Божье, молиться, общаться с ближними, размышлять. Но главное — субботняя заповедь мотивируется дважды. Во-первых, отдохновением Творца, во-вторых, освобождением из Египта («И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь Бог твой вывел тебя оттуда… потому и повелел тебе Господь Бог твой соблюдать день субботний»). Шаббат — это память о свободе.
Выбор и усилие
Постепенно наша суббота из «дня без…» превратилась в «день с…», из времени ограничений — во время обретений. Она стала особым, единственным в своем роде днем. Пожив в нем, я понял, что семья важнее работы, заметил, как изменился ритм моей жизни: раз в неделю мысли о делах и деньгах исчезают, и передо мной открывается новое пространство-время, где совершенно по-особому успокаивается дух и начинается мирное, семейное общение.
Это как-то по-новому радостно организовало мою жизнь: из каждой поездки я возвращаюсь домой к вечеру пятницы и никогда не нарушаю это правило. Ведь в Шаббат мы с женой и детьми всегда вместе.
Начать соблюдать Шаббат — это не просто личный выбор, но еще и усилие, которое нужно над собой совершить
Оно сродни избавлению от какой-то зависимости — в моем случае это была главным образом зависимость от работы. И, как при любой «детоксикации», самым трудным был переходный момент, который всегда предшествует возвращению к свободе.
Кстати, я очень обязан своему другу и компаньону, который, сам не соблюдая Шаббат, должен был в этот день работать за нас обоих. Хотя сейчас ситуация меняется: он и сам переживает тот период раздумий, который пережили когда-то мы с женой, и, возможно, скоро тоже будет воздерживаться от работы в Шаббат.
По-настоящему «отпустить вожжи»
Сегодня я ни за что на свете не отказался бы от Шаббата. В этот день я забываю о материальной жизни, чтобы мне открылся доступ к главному — жизни духовной. И этот перерыв позволяет мне одновременно восстановить и физические, и душевные силы.
Вы даже не представляете, как я теперь ценю это ощущение умиротворения. Как ни удивительно, похоже, мой организм сам готовится к Шаббату и ждет этого дня. Десять лет назад, когда наступал вечер пятницы, я с нетерпением предвкушал предстоящий отдых и развлечения, а теперь в 22.00 у меня уже закрываются глаза!
Но главное — на меня нисходит ощущение покоя. Шаббат — это день, когда изучают священные тексты, когда можно подумать о свете, проливаемом ими в наш мир, в нашу жизнь. Он дает мне новые силы, чтобы начать новую неделю.
Парадокс: в наши дни, когда люди готовы потратить целое состояние, чтобы провести уикенд на каком-нибудь необитаемом острове, Шаббат — роскошь. Совершенно бесплатная и абсолютно бесценная».
Воздержание как путь к себе
Различные формы воздержания практикуют во всех религиях. В буддийской традиции недеяние считается лекарством от возбуждения и ярости жизни. В даосизме принцип «у-вэй» провозглашает недопустимость любого вмешательства в естественный ход событий.
В разных вероучениях отшельники, добровольно удалившиеся от социума, соблюдали обет молчания. Православные столпники не двигались с места, предоставляя действовать Богу. Воздерживаясь от пищи, последователи джайнизма порой доводят себя до истощения.
В течение месяца Рамадан мусульмане полностью воздерживаются от секса, а в дневное время — еще и от пищи. Католики практикуют подобные формы самоограничения в «пепельную среду» и Страстную пятницу, а евреи — в Йом-Кипур…
Практикующие верят, что воздержание — средство покаяния и очищения
Отказываясь от земной пищи, человек приближается к пище небесной. Соблюдавший пост узнает важное и о самом себе. Если он оказался способен ограничить себя в еде, следовательно, он сможет ограничить себя и в других, куда более принципиальных вещах. Отныне он может контролировать себя, управлять собой!
Это открытие, возможно, самое прекрасное последствие воздержания. Отказ от удовольствий открывает путь к умиротворению. Освободившись от повседневных желаний, мы тем самым освобождаемся от тревоги и беспокойства. Рабочие проблемы, хлопоты и покупки, чужое богатство и слава отходят на второй план: их сменяют размышления о мире и своей миссии в нем.
Посты, молчание и медитация — веками проверенный способ освободить свою жизнь от избыточных желаний, мыслей и дел.
Об авторе: Игорь Волынский — адвокат.