Около шести лет назад у меня был сложный период — умерла любимая бабушка, которая занималась моим воспитанием. На похоронах я даже плакать не могла, настолько было больно. После похорон все в школе стали замечать, что я постоянно в крови. Я стала раздирать раны на теле, особенно ужасно выглядела спина, я даже перестала носить майки и открытые кофты. Спустя несколько лет научилась немного себя контролировать, но после неприятного расставания с молодым человеком снова продолжила себя раздирать. До сих пор не могу избавиться от этой «привычки», некоторые раны не заживают уже шестой год. Что делать?
Валентина, 21 год
Валентина, самоповреждение — это способ справиться с интенсивными отрицательными чувствами. Этот процесс, как ни странно, дает вам чувство контроля над эмоциональной болью. К тому же раздирание кожи приводит к выбросу эндорфинов — «гормонов радости».
Самоповреждение может быть симптомом определенного расстройства (например, ПТСР — посттравматического стрессового расстройства), так что вам стоит пройти диагностику у клинического психолога или психотерапевта, чтобы исключить этот вариант. Пограничное расстройство характеризуется нестабильным настроением, ощущением пустоты и нарушенным чувством собственного тела и личности. Чтобы справиться с такой сложной и уже довольно длительной проблемой, лучше заручиться поддержкой специалиста. Помимо психотерапии вам может понадобиться медикаментозная терапия.
Сейчас самоповреждение — ваш единственный способ справляться со стрессом. Вам предстоит освоить другие, конструктивные и неразрушительные способы. Для этого нужно понять, что вас расслабляет, что может принести вам физическое и эмоциональное облегчение, чем вы интересуетесь. Нужно учиться выражать свои чувства и эмоции.
Вспомните, что вам нравилось в детстве, что вы делали руками. Возможно, вам нравилось танцевать, плавать, быть на природе, гулять с собакой. Стоит попробовать делать это снова.
В состоянии стресса старайтесь избегать ситуаций бездействия. «Занять руки» можно вязанием, рисованием (в том числе руками, а не кисточкой).