Встреча эта произошла в пионерском лагере. Я тогда неплохо играла в пионербол, эффектно «глушила» и забивала. Во дворе была звездой. Вот и в лагере решила, что звание капитана сборной — мое. Но девочки, очевидно, не разделили мою уверенность, и меня с треском прогнали из команды. Я была обижена, опустошена. Что теперь делать здесь целый месяц?
Я отправилась горевать на берег озера, и там ко мне подошла женщина. «Если ты свободна, пойдем на мой урок рукоделия», — сказала она на английском. Я училась в школе с углубленным изучением языков и поняла ее, даже смогла спросить, чему она учит. «Я покажу, как плести из ниток интересные «штучки», — улыбнулась женщина.
Потом я узнала, что предки Айны были из индейского племени Уичоль, но сама она выглядела вполне современно и путешествовала по волонтерским программам. Она учила меня плести из пряжи на палочках удивительные квадраты и звездочки, рассказывая о том, что в древности люди ничего не делали руками просто так.
С помощью плетения люди освобождались от тяжелых мыслей и мечтали о будущем, заплетали в узоры образы желанных событий. Ojos de Dios — «глаза Бога» — так назывались эти изделия по-испански. Но мне понятнее было говорить «мандалы»: они были так же симметричны и графичны.
Освоить работу было нетрудно: я с детства любила вышивать и плести фенечки из бисера, это мне помогло. Гораздо интереснее было пробовать выражать окружающие образы цветами и узорами. Вот озеро. Понятно, оно голубое. И круглое. Будем вести ниточку по кругу. А какого цвета чувство достатка? Зеленое, как цвет лета, пышущего плодородием? Или золотистое, как монеты?
Мне казалось, будто я попала в школу волшебства Хогвартс, что я нашла свою «волшебную палочку»
Айна рассказывала о традиционном значении цветов и говорила, что мандалы, где цвета выбираются с закрытыми глазами, — интуитивные. И по ним можно «прочитать», что на душе у человека. А те, где ты сам выбираешь цвета, — образные. В них можно заложить мечты и визуализировать их. А еще — повествовательные, структурные, целебные, освобождающие...
Я впитывала это с открытым ртом. Мне казалось, будто я попала в школу волшебства Хогвартс, что я нашла свою «волшебную палочку». Я даже поспорила с Олесей из моего отряда, что сплету мандалу и на последний медленный танец меня пригласит Олег из второго отряда.
И когда Олег пригласил на последний танец Олесю, я возмутилась, но все равно не разуверилась в магии мандал. Я знала, что просто недостаточно потрудилась. И что настоящая сила и глубина мандал откроется мне позднее. Айна говорила, что у нее на родине семь лет негласно ты ученик, а не мастер.
А еще мне предстояло понять, что мандалы не влияют на свободную волю других людей. Это не магия, не привороты. Они помогают менять своё состояние, а через это и окружающую реальность.
С каждым годом практики открываются новые глубины. Сейчас, спустя 21 год со встречи с Айной, я вижу: все так. В то время мне даже не пришло в голову обменяться контактами со взрослым человеком. Я просто сказала Айне «спасибо» и отправилась в свой обычный мир взрослеть и радоваться жизни.
Забытые ремесла
А дальше было горько. Но сначала — прекрасно. В 2007 году я встретила любимого человека, вышла за него замуж и переехала к нему в Петербург. К тому времени я не только плела мандалы, но владела многими видами рукоделий, в том числе необычными. Например, таанико-ткачество — плетение ковров без рамы, народа Маори.
И я открыла свою школу рукоделия, да не простого, а обережного. Вместе с другими мастерами я учила женщин разным видам ремесел: от ткачества до изготовления тряпичных кукол, от плетения ловцов снов до народной вышивки.
Ручная работа наполнена большим смыслом. Когда вкладываешь в рукоделие свое внимание, мечты и любовь, вещь получается необъяснимо притягательной, согревающей, а сам процесс часто становится очищающим, целебным. Именно с такими глубокими чувствами в древности женщины создавали для мужей-воинов обереги в поход, клали в колыбель младенца нежную тряпичную куколку.
Школа росла и развивалась, я преподавала плетение мандал и наслаждалась семейной жизнью. Я приложила огромные усилия к тому, чтобы индейское искусство прижилось в нашей стране, и мне это удалось. В октябре 2009 года я отправилась в Барнаул с семинаром по плетению мандал.
А муж в это время поехал с другом в небольшой однодневный поход. Взяли с собой палатки, котелок… На трассе из-за фургона на встречку внезапно вылетела машина. Друг остался жив. А муж погиб.
Вплетая слова благодарности
В 21 год я осталась одна, с невыплаченным кредитом на разбившуюся машину, без дома и понимания, зачем жить дальше. Для чего мне все это? Если Вселенная добрая, любящая, то почему мне приходится выносить такую боль?
Первые месяцы прошли в режиме «выживания» — я машинально чистила зубы, ходила в магазин за продуктами. Но в то же время во мне оставалось очень много нереализованной любви. Куда ее девать? Из дома свекрови мне пришлось быстро уйти, поэтому я разгребла в студии нашей школы маленькую шестиметровую кладовку, поставила туда диван и стала жить там.
Ночами я плакала, а утром открывала двери ученицам. Я вкладывалась в те уроки на сто процентов. Ученицы говорили потом, что не встречали столь же мощных, пронизывающих душу занятий. Они видели, что я открыта перед ними, будто обнажена. И не строю из себя гуру. Возможно, из-за того, что частично я была обращена в неведомые миры, у меня находились для этих девушек необычайные ответы и целая река поддержки.
Сейчас мне сложно объяснить это рационально, но именно тогда я начала чувствовать что-то вроде просыпающегося призвания. Я плела мандалы почти каждый день. Вплетала в нити слова благодарности мужу и те слова, что не успела ему сказать. А потом отпускала по реке и чувствовала, что он слышит. «Выплетала» из себя боль и горе — и сжигала мандалы на костре в лесу. А потом выдыхала и могла спать.
Заплетала в узоры образы поддержки и опоры — и вешала мандалы на стену. И я смогла ощутить этот свет. Это понимание какого-то неведомого замысла и пути души. Ощущение того, что дорога моего мужа продолжается, просто иначе. И того, что я не виновата в произошедшем. И никто не виноват. И я выживу и выдержу. И когда-нибудь снова буду счастлива.
Магия мандалы
Откуда у мандал эта магическая сила? В традиционных культурах считается, что нить связана с мыслью. И когда мы о чем-то думаем, обвивая нить вокруг скрещенных палочек, мандала «впитывает» это. Если будешь думать о заветной мечте и вдохновенно накручивать круги из пряжи, то готовая мандала будет вызывать у тебя подъем настроения, воодушевление, напоминать о мечте.
Если тебе плохо — бери ниточку и плети. Мандала как промокашка впитает в себя твою боль. Такую мандалу не хранят, обычно ее отдают огню, и когда она сгорает, тебе и вправду становится чуть легче.
Именно «выплетание» помогало мне, когда наваливалась тяжесть. Даже наспех сплетенный и сожженный потом маленький квадратик успокаивал, умиротворял и давал веру в то, что однажды станет легче. В то время меня очень поддерживали друзья. Но прошел не один год, прежде чем я начала заново слушать себя и вспоминать о своих мечтах.
Я надолго заморозила чувства, и потом было сложно вспомнить, что они есть. И понять, чего именно мне хочется. Одно из удивительных свойств мандал — складывать узоры и цвета в целый язык, по которому можно понять, что у тебя творится внутри, к какому решению ты на самом деле склоняешься, о чем просит твой организм и душа.
Это схоже с приемами арт-диагностики и методом трактовки рисованных мандал, о котором я узнала позднее. Например, меня тогда позвали в путешествие. А я не понимала, хочу ли. Мне было все равно. А когда я сплела мандалу, в ней четко переплелись бирюзовый «доверяй потоку», синий рядом с оранжевым (смогу оставаться в своих мыслях в окружении людей), белый (будет что-то значимое, хорошее).
И действительно, путешествие принесло мне одновременно и умиротворение, и новые добрые знакомства.
С каждым оборотом вокруг палочки нитка ли, проволока ли впитывают нашу мысль
С того дня прошло 11 лет. Сейчас я замужем за удивительным мужчиной — психологом с красным дипломом, который умеет доить коз, строить дома и готовить гуакамоле. Мы с ним, дочкой и сыном живем вдали от города, в домике на двух гектарах земли. Я заплетаю дочке косы в школу, вожусь с сыном в куче песка и много пишу.
Вышли три мои книги об осмысленном плетении индейских мандал. Они для меня — это инструмент самосознания и самопознания. С их помощью я визуализирую свои планы, успокаиваюсь, сбрасываю напряжение. По мандалам, цвета которых выбираю с закрытыми глазами, лучше понимаю, что со мной происходит.
Например, недавно весь узор был пронизан красно-черными нитками. В некоторых случаях это может означать проблемы со здоровьем. Я сходила к врачу и вовремя распознала воспаление.
В последние годы я стала экспериментировать с серебром и драгоценными камнями. Те же мандалы — только в виде кулонов и сережек. Люди зачарованно говорят: «Эти серебряные мандалы невероятны! Наверное, из-за камней».
Но я-то знаю, что с каждым оборотом вокруг палочки нитка ли, проволока ли впитывают нашу мысль. И если на душе у мастера светло, такая мандала становится настоящим оберегом, греющим душу и приближающим мечты. Как и любая вещь, сделанная с любовью человеком, который нашел свое призвание.
Об авторе
Анна Фенина — писательница, мастер традиционных ремесел, автор нескольких книг, в том числе — «Индейские мандалы» (Хоббитека, 2017). Подробнее читайте в ее блоге.