Отшельники? Оригиналы? Мы испытываем разные чувства по отношению к тем, кто игнорирует сетевую жизнь: сочувствие (они многого лишают себя!), грусть (наверное, их там кто-то обидел), восхищение и даже зависть (хватило же силы воли!). Но очевидно одно: эти чувства говорят больше о нас, чем о них.
Никто лучше самих виртуальных невидимок не расскажет о причинах своего выбора. Правда, их невидимость довольно условна, ведь героев портфолио мы искали при помощи тех же соцсетей и мессенджеров и нашли через одно рукопожатие.
«Первая причина — желание сохранить приватность и оставить минимум следов в интернете, часто свойственное людям скромным и интровертным, — рассказывает гештальт-терапевт Елена Павлюченко. — Вторая — интенсивное общение в реальной жизни.
Например, у меня именно поэтому нет желания заводить страницу в соцсетях: я поддерживаю эмоциональные связи с коллегами, студентами, клиентами, а это порядка двухсот человек. Если бы я общалась еще и в сетях, это привело бы меня к полному истощению».
Кто-то говорит, что сети отвлекают от важных дел и пожирают время, соблазняют заниматься самопрезентацией
Многие воспринимают такое общение как неискреннее и конкурентное и не хотят втягиваться в круговую поруку взаимных одобрений. Кому-то претит навязчивое приглашение во все новые связи.
«Любая соцсеть выстроена так, что она старается затянуть участников глубже, навязать больше контента или контактов, чтобы нам все меньше хотелось оттуда выбираться, — подтверждает гештальт-терапевт. — По идее, мы можем настроить профиль под себя, но в реальности это трудно регулировать. В этом смысле сети предлагают не очень честную игру».
Но можно ли принять обоснованное решение избегать виртуального сообщества, даже не попробовав? «Не все в жизни требует проверки на личном опыте, — замечает Елена Павлюченко. — Каждый вполне может, глядя на чужие примеры, построить мысленную модель и понять: «Нет, мне это не подходит». Или: «Любопытно, надо попробовать».
Что не исключает и перемены мнения в дальнейшем, ведь для любого решения нужно созреть.
«Меня разочаровало, что каждый слышит только себя»
Ольга, 41 год, технический специалист службы сервиса
Два года как я не захожу в соцсети. Я искала в интернете площадку для общения: хотелось обсуждать животрепещущие темы, которые, к сожалению, не входили в сферу интересов моего ближайшего окружения. Завела аккаунт, нашла группы по интересам и вступала в дискуссии с теми, чье мнение мне было любопытно услышать.
Зачастую я находила отклик, получала важные для себя ответы, но порой общение выходило односторонним: вроде бы и сообщество есть, и темы интересные, а попытка дискутировать не удается, каждый слушает только себя или критикует другого, особенно если его мнение отличается от точки зрения большинства.
Мне не всегда удавалось игнорировать агрессивные выпады, могла пойти на открытый конфликт, несмотря на очевидную глупость такого поведения. Скоро я заметила, что на страницах соцсетей я перестала получать новую для себя информацию.
По инерции какое-то время выкладывала картинки и короткие посты, а потом потеряла интерес к самопрезентации и удалила аккаунт
Что интересно, проведя небольшой опрос среди друзей из реального мира, я выяснила, что они не сразу заметили мое исчезновение и затруднились припомнить время, когда меня там не стало.
За эти два года ни разу не пожалела о своем решении. Разве что о том, что не сохранила архив фото из ленты за многие годы. Сегодня я захожу лишь на сайт Госуслуги, в электронный дневник, родительский чат или посмотреть расписание электричек.
Своему 12-летнему ребенку я не запрещаю участвовать в этом процессе, но с помощью функции «родительский контроль» ограничиваю время на соцсети и мотивирую на разнообразные занятия в течение дня.
Порой друзья предлагают, например, присоединиться к Инстаграму (запрещенная в России экстремистская организация), но я не понимаю, что я могу там почерпнуть или поведать о себе нового. Нехватки живого общения я не испытываю, точно не чувствую, что чего-то лишила себя. Меня полностью устраивает наполненность реальной жизни.
«Я не хочу выставлять свою жизнь напоказ»
Галина, 45 лет, домохозяйка
Ни в каких соцсетях меня нет и никогда не было, потому что если что-то попадет в Сеть, то остается там навсегда. А мне не хотелось бы, чтобы мои фотографии и информацию обо мне, еще что-то мое личное, разместили на других сайтах, неизвестно каких.
Я знаю много примеров, когда взламывались странички и знакомым пользователя приходили сообщения о том, что он просит перевести деньги. Я даже не стала делать медицинскую карту ни себе, ни своей дочери. Мне кажется, что и этот профиль могут взломать, и тогда ее данные станут общедоступны.
Открытость, которая сейчас так популярна в соцсетях, мне кажется похожей на виртуальный эксгибиционизм: напоказ люди выставляют свои чувства, жизнь родных и близких. Мне сложно решиться на такой шаг, я не хочу стать жертвой сетевой травли, посмешищем для окружающих.
Шопинг онлайн — тоже закрытая для меня территория
Мне намного приятнее делать покупки в торговом центре: найти свой размер и модель платья, потрогать, ощутить аромат и положить в тележку свежие продукты. Дополненная реальность с ее многочисленными френдами, чат-ботами, непонятными мемами и нарциссами вызывает у меня ощущение искусственного мира, где все ненастоящее.
Я говорю об этом и своей дочери, Лизе. Ей сейчас 13 лет, и мне хочется уберечь ее от влияния интернета. К тому же там много недостоверной информации. О том, что интересно — выставках Эрмитажа, Кремлевского музея, Аптекарского огорода, — узнаю из теленовостей.
Иногда я созваниваюсь по скайпу с подругой, она живет в другом городе. И замечаю, что ее эмоции не отзываются так, как при личном общении. А вот после наших очных встреч лучше себя чувствую, ощущаю ее поддержку. Это такое приятное переживание — что мы вместе.
К тому же в реальной жизни нет троллей, а если появятся, то я просто не буду с ними общаться.
«Я выбираю живое общение: так интереснее»
Кирилл, 33 года, предприниматель
Первой и единственной социальной сетью, которой я пользовался, была ВКонтакте. Я тогда учился в университете: поддался веянию моды, последовал примеру одногруппников и зарегистрировался.
Но скоро я заметил, что картинки, которые выкладывают друзья, далеки от реальности, я бы сказал, значительно ее приукрашивали. Только удачные фото, только выгодные ракурсы. И я подумал: «Какого фига? Я тебя вижу каждый день, а ты тут рисуешься, я же знаю, какой ты в жизни!»
Но решающую роль сыграло время: слишком много его уходило на рассматривание чужих фотографий. Моя страница существовала год, потом я удалился. И никакого желания восстановить ее нет, не вижу смысла.
Я выбираю встречи вживую, так намного интереснее и веселее
С девушкой, которую я нашел в Тиндере, мы вскоре расстались. А когда я решил познакомиться по старинке, на одном из подмосковных фестивалей, дела пошли куда лучше.
Я не завожу новых контактов, предпочитаю более плотно общаться с теми, кого уже знаю. При общении вживую можно поставить неудобные и провокационные вопросы и посмотреть, как другой будет реагировать: я люблю беседовать на сложные темы. А еще таким образом я уменьшаю количество входящей информации.
Мессенджерами я пользуюсь — это как быстрая электронная почта. Я стараюсь жить максимально продуктивно. В свободное от работы время смотрю документальные фильмы, лекции, сериалы, которые мне порекомендовали, хожу в спортзал. Новости я узнаю из Яндекса, в дороге слушаю музыку или радио, в метро читаю.
Когда новые знакомые узнают, что меня нет в соцсетях, никто на меня косо не смотрит. Наоборот, многие говорят, что это круто, что они бы тоже удалились из сетей, но по каким-то причинам этого не делают.