Отец погиб в апреле прошлого года. Для меня это первая потеря близкого. Я обращаюсь скорее не за помощью, а в попытке разобраться в себе. После этого события я испытываю странные чувства. С друзьями я эту тему не обсуждаю и внутренне злюсь, когда ее затрагивают, стараются утешить, подбодрить. В такие моменты я либо перехожу на «да пофиг», либо в агрессивной форме прошу прекратить разговор.
Я перестала чувствовать боль. Для меня боль — как укол в сердце, то самое ощущение, когда оно екает. Не так давно оно перестало болеть. Как бы ни грустила, оно не екает. Головой-то я понимаю, что папы не стало, а сердце как билось ровно, так и бьется. И плачу я как будто не потому, что так чувствую, а потому что не может быть иначе в ситуации потери близкого. Причем не только боль не затрагивает мои чувства, даже приятные моменты, интересные дела не пробуждают во мне эмоций.
Когда я слышу, как люди строят планы на будущее, мне становится стыдно. Ведь сейчас помимо учебы я не вижу другой цели, хотя стоило бы начать планировать будущее. Но если я начну думать наперед, то буду расценивать это как предательство отца. Для меня жить дальше — значит забыть, предать, оставить его позади, а самой двигаться вперед. Не хочу…
Я часто думаю о том, что смерти заслуживаю только я. Папа должен был жить, быть счастливым человеком, а я должна умереть вместо него. Я этого заслуживаю гораздо, гораздо больше. А папа прекрасный человек. Он не заслуживает этого. Я бы хотела поменяться с ним местами. Спасибо, что дочитали до конца. Мне будет интересно почитать ваш ответ. Просто я уже не знаю, что делать с этой пустотой.
Елена, 19 лет
Елена, здравствуйте. Соболезную вам и вашей утрате. Потеря родного человека — это всегда большая горечь и боль. Понимаю все те чувства, о которых пишете, и понимаю, насколько сейчас непросто разобраться в них самой. Очень хочется вас поддержать и помочь хоть немного усмирить тот поток эмоций и мыслей, который настигает и в котором приходится находиться.
Проживание потери значимого человека — это всегда работа и труд для нашей психики. Это процесс, который она проводит внутри себя, постепенно справляясь со множеством состояний и реакций, возникающих порой внезапно и неконтролируемо. В связи с этим важно знать и помнить для себя, что все, что вы чувствуете, думаете и ощущаете сейчас касаемо ситуации с папой, — это нормально и закономерно. Так ваш организм адаптируется к новой жизни, новой реальности, новой себе в том числе.
Постарайтесь, пожалуйста, отнестись к своим переживаниям с принятием, уважением и разрешением быть тому, как есть: плакать, когда хочется плакать, даже если слезы вызваны «не тем аргументом», злиться, когда расспрашивают и комментируют, не отвечать на вопросы, когда отвечать не хочется. Повторюсь, все эти состояния сейчас вполне закономерны.
В горевании нет правильных или неправильных чувств. Есть те, которые есть, и им нужно помогать проживаться, выдерживая их. С этим придет исцеление. Единственные мысли, на которые я бы порекомендовала обратить внимание и с которыми посоветовала бы поработать, — это те, которые не позволяют дальше жить, не дают находить радость в повседневных событиях, «стыдят» за то, что ваша жизнь не оборвалась вместе с папиной.
Во-первых, потому что как раз они иррациональны в данной ситуации. Во-вторых, потому что они отодвигают момент принятия потери, смирения и облегчения.
Очень заботливо и ценно с вашей стороны так дорожить папиной жизнью, считать его светлым достойным человеком и так чтить память о нем. Но очень несправедливо, на мой взгляд, испытывать по отношению к себе вину и осуждение, так же как и несправедливо сейчас из-за случившегося перестать ценить собственную жизнь.
Мы не управляем вопросами жизни и смерти, не знаем наверняка, кто для чего и на какое время пришел в этот мир, но можем помогать себе прожить жизнь так, чтобы выполнить свою миссию и реализовать свой потенциал по максимуму. Ваш папа сделал это. Он был прекрасным человеком, который подарил жизнь вам, вложил в ваше воспитание и взросление много сил и времени, выполнил свое призвание по защите Родины. Вы тоже можете устроить свою жизнь теперь так, чтобы ее смысл и наполненность были не менее значимы и для вас самой, и для тех, кто рядом, и даже для продолжения памяти об отце.
Мне очень хочется пожелать вам, чтобы постепенно, шаг за шагом, вы начали замечать маленькие радости каждого дня, усилием воли начинали свою новую жизнь и шли к исполнению планов и целей так, как это делал когда-то ваш папа, которому тоже наверняка многое пришлось преодолеть. Да, теперь в вашем сердце навсегда будет память о нем, воспоминания о днях и годах, проведенных вместе, о том, каким он был прекрасным человеком. Все это теперь будет продолжено в вас — в ваших стремлениях и мечтах, которые однажды придут на место пустоты и горечи. Обнимаю вас.