Детский психолог, сенсорно-интегративный терапевт, КПТ-терапевт, автор книги и тренингов
Личный сайт

Почему мой разум будто делится на два: одна его часть хочет все ломать, обижать и ранить других, а другая — саму себя утопить в печали?

Если у меня завтра контрольная или просто важный день в школе, я, вместо того чтобы делать уроки, ем, смотрю в телефон или иду в магазин. При общении я не знаю, о чем говорить, ведь одно неверное слово может создать неправильное впечатление обо мне. В итоге я решаю ни с кем не общаться, но и бросать людей я тоже не хочу, ведь они могут почувствовать себя ненужными.

Джинкс, 14 лет

Дорогой друг. Спасибо вам за откровенность. Очень ценно, что вы делитесь такими глубокими и сложными чувствами. Уже сам факт, что вы способны так точно и честно описать свое внутреннее состояние, говорит о вашей глубокой чувствительности и силе.

Вы описываете состояние, когда внутри вас как будто живут две стороны: одна — агрессивная, злая, стремящаяся разрушать, другая — грустная, уязвимая, направленная на себя. Такое внутреннее расщепление — не редкость в подростковом возрасте, особенно когда человек переживает сильные эмоции, внутреннюю тревогу, усталость или давит на себя с высокими ожиданиями.

То, что с вами происходит, может быть связано с несколькими факторами:

Эмоциональное напряжение и усталость

Вам может быть очень трудно справляться с количеством чувств: тревогой, страхом быть непонятым, желанием быть принятым, сомнениями в себе. Эти чувства не находят выхода — и тогда одна часть вас хочет «все разрушить», а другая — уходит в печаль и самокритику. Это как крик души: «Мне тяжело, но я не знаю, как по-другому!»

Тревожность и страх ошибки

Вы говорите, что боитесь сказать что-то не так и испортить впечатление о себе, — это очень частое чувство у подростков. В этом возрасте мы особенно уязвимы к мнению других, очень хотим быть принятыми и боимся отвержения. Это не «слабость» — это нормальный этап взросления. Главное — не оставаться с этим в одиночестве.

Прокрастинация и ощущение раздвоенности

Когда вы откладываете уроки, «тянете время» — это может быть связано с внутренним сопротивлением, усталостью, страхом не справиться. Это не лень. Это защитный механизм, когда мозг пытается вас оградить от стресса.

Что можно сделать?

  • Поговорите со взрослым, которому доверяете. Очень важно не оставаться с этим состоянием в одиночестве. Это может быть школьный психолог, родитель, педагог или специалист вне школы. Психологическая помощь — не «странность», а забота о себе.

  • Ведите «эмоциональный дневник». Записывайте, что вы чувствуете, когда ощущаете эту «двойственность». Что вы думаете? Что запускает эти состояния? Это поможет лучше понять себя и снизить внутреннее напряжение.

  • Работайте с телом. Иногда напряжение в голове связано с напряжением в теле. Попробуйте дыхательные упражнения, прогулки, спорт или йогу — это может неожиданно сильно помочь.

  • Помните: вы — не ваши мысли. То, что в вас есть злость или грусть, не делает вас плохим или слабым. Это просто часть того, что вы сейчас переживаете. Важно учиться видеть в себе не врага, а союзника.

  • Если вы часто чувствуете, что эмоции вас переполняют, вам трудно контролировать свои действия или возникают мысли, которые пугают, — обязательно обратитесь к психологу лично. Это не значит, что с вами «что-то не так». Это значит, что вы заслуживаете поддержки и понимания.

Ваша чувствительность — это сила, которая при поддержке и заботе станет вашим даром!