Итак, вас не слышат, игнорируют ваше мнение, а сказанные вами на совещаниях слова улетают в никуда. Последствия этого зачастую серьезнее, чем может показаться на первый взгляд: в глобальном смысле дискоммуникация между сотрудниками может привести к серьезным убыткам и затормозить развитие компании. Важно понять, почему вас не хотят слушать и слышать. Иначе, повторяя одну и ту же информацию снова и снова, есть риск получить противоположный результат — попасть в полную информационную изоляцию, настроив коллег против себя.
Ошибки
1. Со своим уставом в чужой монастырь
«Когда я стала маркетологом в небольшой торговой компании, первое, что мне бросилось в глаза, — низкое качество текстов на сайте, — вспоминает Анна, 27 лет. — Оказалось, что писал их не копирайтер, а менеджер по продажам, который считал, что у него к этому талант.
На предложение передать задачу профессионалу мне намекнули, чтобы я не лезла не в свое дело и что до моего прихода всех все утраивало
Решить вопрос мне удалось лишь хитростью: я убедила коллегу, что ему не стоит тратить драгоценное время на написание текстов — намного важнее генерировать интересные темы, а рутинную работу будет выполнять копирайтер. Мы работаем так уже полгода, и, надо признать, некоторые его идеи очень хороши».
Часто с проблемой «меня не слушают» сталкиваются новички, только что пришедшие в компанию. В попытке навязать свое мнение они настраивают коллектив против себя, ведь «старожилы» пока не понимают, что за «фрукт» пришел в их отдел, и предпочитают «обороняться», а не пытаться принять чужую точку зрения.
2. Не с той стороны
«Придя в IT-компанию, я оказался в совершенно другом мире, — рассказывает Олег, 32 года, начальник отдела продаж. — Долгое время мне казалось, что меня сторонятся и не хотят принимать мои нововведения. Я предложил руководителю разработки встретиться и обсудить возможности внедрения нужного мне функционала. Каково же было мое удивление, когда мне сказали, что в обсуждениях необходимости нет, а нужный функционал я могу описать в виде задачи во внутренней системе.
Я решил, что со мной просто не хотят общаться, и всячески пытался наладить коммуникацию
Однако при попытке вернуться к обсуждению наталкивался на стену. Отчаявшись, я решил все-таки последовать совету, хотя и был уверен, что мое письмо с просьбой затеряется. Но нет — уже через час я получил ответ, а в течение месяца необходимый функционал был готов. Со временем я узнал, что многие мои коллеги сталкивались с подобной проблемой».
Бывает, что нас не слышат, потому что мы выбрали неправильный способ донесения информации. Можно бесконечно жаловаться коллеге про проблему, но он обратит на нее внимание, только если положить ему на стол распечатку подробного описания идеи или выслать письмо.
3. Трудности перевода
«Я работаю в маленькой компании, все сотрудники умещаются в двух кабинетах, — делится Василий, 28 лет, ведущий программист. — 90% времени работаю за компьютером, но иногда приходится общаться с коллегами и объяснять, почему мы не можем быстро воплотить в жизнь их многочисленные и разнообразные пожелания.
Объяснить простым языком процессы, которые происходят при разработке продукта, очень тяжело
Сначала мне это не удавалось — я повышал голос, не мог понять, почему окружающие меня люди не знают элементарных вещей. Лишь со временем я осознал, что мои коллеги не занимаются IT и моя задача — перевести на их язык то, что происходит в отделе разработки. Я стал более терпеливым, начал использовать простой язык. Это сняло напряженность, и отношения в коллективе улучшились».
Прежде чем обвинять других в нежелании вас слушать, обратите внимание на собственный стиль общения. Возможно, вы излишне эмоциональны, говорите бессвязно или перегружаете собеседника информацией.
4. В одни ворота
«В нашей компании работает довольно своеобразный финансовый менеджер: она по десять раз пересказывает одни и те же истории из жизни, — рассказывает Андрей, 40 лет, директор по качеству. — В какой-то момент очередь дошла и до меня. Я не смог сказать «нет» и несколько раз с показным интересом слушал ее рассказы.
Найдя в моем лице благодатного слушателя, она стала заходить все чаще, отвлекая меня от работы
Однажды я задал ей вопрос по работе (для его решения нужны были знания в области финансов). Она ответила, что это моя зона ответственности и делать за меня работу она не собирается. Не то чтобы я затаил на нее обиду, ведь помогать мне она не обязана, но желание общаться, особенно на нерабочие темы, снизилось в разы».
Хотите, чтобы к вам прислушивались? Не забывайте, что и коллеги хотят от вас того же. Искренне интересуйтесь другими людьми и их проблемами, и в будущем они отплатят вам добром за добро. Конечно, важно знать меру и не превращаться в корпоративного психолога, которому каждый сотрудник будет считать нужным изливать душу.
Как достучаться до коллег и руководителя
1. Старайтесь снизить градус нагрузки на нервную систему
Это всего лишь рабочие отношения, не стоит воспринимать отказы коллег близко к сердцу. Не копите стресс в себе, найдите подходящий вам способ разрядки: йогу, бокс, плавание, рисование, танцы. Уравновешенному человеку намного проще отстаивать свое мнение, привлекать коллег на свою сторону и выстраивать позитивные коммуникации.
2. Не ленитесь тратить время на подготовку
Допустим, у вас появилась интересная идея о том, как повысить лояльность клиентов. Вы спешите к начальнику — так важно оказаться первым и получить все лавры. Захлебываясь от восторга, вы рассказываете, как здорово будет внедрить новую систему.
И тут руководитель задает вам очень простой вопрос, который полностью перечеркивает все сказанное вами ранее
Вы вдруг понимаете, что ваша идея обречена на провал, ведь вы не предусмотрели очевидный нюанс. В подобную ситуацию можно попасть и на совещании с коллегами. Чтобы этого избежать, важно тщательно готовиться. Продумайте все возможные вопросы, постарайтесь найти подводные камни, несколько раз повторите речь вслух или про себя.
3. Дайте понять, что идея полезна не только вам
Большинство людей не любят менять привычный уклад жизни и потому отрицательно воспринимают нововведения. Объясняйте свою идею простым языком и не забывайте про индивидуальный подход: учитывайте сильные и слабые стороны собеседника, его желания и приоритеты.
Конечно, предусмотреть все сценарии развития событий невозможно — если руководитель или коллеги вас не слышат, не отчаивайтесь
Возьмите паузу, постарайтесь понять, что вы делаете неправильно и как это можно исправить. Да, это трудоемкий процесс, но, скорее всего, с этими коллегами вам работать не один год. И самое главное, не забывайте ставить себя на место окружающих — так вы лучше поймете их мотивы и причины, по которым вас игнорируют.
Начальник отдела подбора и адаптации персонала