Психолог-консультант, специалист по работе с психотравмой, к. пс. н.

В 20 лет я заболела сахарным диабетом первого типа. Это заболевание предполагает постоянную дисциплину, самоконтроль, соблюдение диеты (не такой жесткой, но все же во многом ограниченной). Я уже десять лет болею, но как будто до конца не могу смириться и принять этот диагноз. Многие говорят: диабет — это образ жизни. А я все никак не могу начать жить по-новому. То есть я, конечно, поменяла свое питание, отказалась от чистого сахара, постоянно мониторю уровень глюкозы в крови, стараюсь соблюдать рекомендации, но не до конца. И уже несколько лет я живу с высокими и нестабильными сахарами.

Я прекрасно понимаю, что это мне вредит. Пока у меня нет осложнений, но каждый день такой декомпенсации повышает риск их появления в будущем. А это очень неприятные последствия типа отказа почек, потери зрения и многих других осложнений, о которых мне страшно думать, и все равно страха мне как будто недостаточно для мотивации.

Я постоянно даю себе слабину, балую себя, жалею, срываюсь. И вроде как это несложно — соблюдать все ограничения, но каждый раз вместо правильной еды я ем неправильную, сама толком не понимаю, как это происходит в моменте. Например, на ночь решаю, что завтра не буду есть блинчики, которые я люблю, а наготовлю себе гречки с мясом и овощами, как положено, но когда наступает момент есть, даже если все приготовлено, я беру и опять ем блинчики. С гречкой, конечно, у меня особые отношения, потому что я переела ее в свое время, но это не только гречки, разумеется, касается. Любой другой «нормальной» еды тоже.

Мы с мужем из-за этого часто ругаемся, потому что он переживает за меня. Он мне говорит, что это ведь будут не только мои проблемы в будущем, но и его тоже, и нашего ребенка, которого мы планируем уже лет пять, но из-за моего здоровья пока не можем зачать. Мы вроде договариваемся, что я больше так делать не буду, а я на следующий день опять срываюсь. И я понимаю, что если стану немощной, то ему придется заботиться обо мне, и не хочу до такого себя довести. Муж и так все сделал для того, чтобы я могла спокойно следить за своим здоровьем и не стрессовать. Например, я ушла из офиса, работаю из дома и неполный день. У меня есть все условия для того, чтобы готовить себе здоровую еду, но меня хватает на неделю максимум, а потом я опять откатываюсь обратно.

Не могу назвать себя безответственным человеком, к работе, например, подхожу всегда с толком и расстановкой. В школе вообще была отличницей. То, что от меня требуется для других, я делаю, потому что надо. А вот со здоровьем что-то никак… Хотя это больше всего надо лично мне и самым близким мне людям.

Не знаю, что с собой делать.

Ирина, 30 лет

Здравствуйте, Ирина! Спасибо за такой подробный и искренний вопрос! Давайте попробуем разобраться.

Хочу сказать, что вы — огромная молодец, потому что уже самостоятельно провели большую работу и докопались до очень важных вещей. К сожалению, то, о чем вы пишете, хорошо знакомо многим людям, которые живут с разнообразными диагнозами. И дело не в том, что не хватает самодисциплины, а в том, что любая самодисциплина действует ограниченное количество времени, а потом на смену ей должны прийти другие механизмы: осознанность, принятие, обретение смысла, новые приятные привычки.

Во-первых, хочу обратить внимание на то, что вы пишете: «до конца не могу смириться и принять диагноз». Когда мы говорим о любой болезни, процесс выздоровления, выхода в ремиссию или стабилизацию состояния начинается с принятия факта того, что организм теперь работает по-другому. Часто это трудно сделать самостоятельно, и требуется несколько консультаций психолога.

Мы все хорошо знаем пять стадий принятия: шок (отрицание), агрессия, торг, депрессия, принятие

Для того чтобы прийти к принятию, надо пройти все эти стадии. И само принятие в начале — это сложное состояние, которое не равно состоянию счастья. Но это переживание дает нам свободу от иллюзий, позволяет увидеть реальность такой, какая она есть, и адаптироваться к ней. Проявления самосаботажа — это признаки того, что принятия еще не произошло, и какая-то ваша часть то и дело говорит: «Да забей! Это все какая-то шутка!»

Процесс принятия хронических системных заболеваний происходит так трудно, потому что нам надо не просто поменять представления о своем теле, а поменять представления о своей личности, о своих возможностях. И сначала это кажется каким-то ограничением. Очень неприятно думать о себе в терминах «больной», потому что это как будто равно «плохой», «никчемный». Но что, если мы дадим себе 10 минут попереживать, а потом спросим себя: что реально поменялось во мне, как в человеке, от того, что мое тело теперь ведет себя по-другому? Что поменялось в моих отношениях с другими людьми?

Часто диагноз воспринимается как приговор. Но современная медицина дает нам очень высокие шансы на благополучный исход, особенно если мы ей в этом помогаем. Подумайте о том, как вы воспринимаете свой диагноз. С чем он у вас ассоциируется?

Если мы смотрим на диагноз как на конец нормальной жизни, наказание, то смысл лечения пропадает как бы сам собой. А если мы будем смотреть на это как новый этап жизни, новые условия, к которым надо приспособиться, новые возможности?

Опять же, если смотреть на все необходимые меры как на борьбу, сопротивление, битву за здоровье, то мы очень быстро устанем и захотим уже отдохнуть от этого всего и забыть об этом.

А если смотреть на это как на обычную повседневную рутину (типа ухода за домашним питомцем), то ситуация сразу преображается

Во-вторых, очень интересный момент — это срывы в истории правильного питания. Еда для нас — это не только про насыщение, но еще и про настроение, удовольствие, эмоции и вкусовые впечатления. И когда у нас на одной чаше весов очень полезная гречка, но на которую уже просто глаза глядеть не хотят, а с другой стороны — любимые блинчики, о которых вы так пишете, что мне тоже захотелось, то для нашего бессознательного выбор очевиден. Вы выбираете не между составом продуктов, а между эмоциями. Подумайте, как сделать правильное питание более привлекательным и вкусным лично для вас. Как приготовить блинчики таким образом, чтобы они не могли вам навредить.

В-третьих, хочу обратить внимание на вашего прекрасного мужа. Наша психика так устроена, что если нас очень мотивируют и контролируют извне, то внутренне мы расслабляемся: мне же сейчас объяснят, зачем и почему надо что-то сделать, зачем самостоятельно вырабатывать смыслы? Именно поэтому так случается, что такая высокая включенность близких, их участие и забота некоторым образом наносят вред. Опять же, вы уверены, что если станете немощной, то он будет о вас заботиться. И вот уже и немощность не так и страшна. Да, неприятно, но ведь не смертельно. А давайте немного расширим картину мира. Я сейчас даже мысли не хочу допускать о том, что у вас с мужем может произойти какой-то разлад, но вдруг что-то случится, и он не только не сможет ухаживать за вами, но ему самому потребуется ваша поддержка и уход?

Ирина, вы уже прошли большой путь, но привычные методы дальше не работают. Важно начинать работать с новым мышлением, новым восприятием себя, процессом принятия ответственности за свою жизнь, построением желаемого будущего, и так постепенно вы построите такую жизнь, в которой нужный образ жизни не будет вас ограничивать или доставлять вам дискомфорт.