Психолог, работает в рамках клиент-центрированной терапии. Член Общества человекоцентрированного подхода, Профессионального сообщества клиент-центрированных психотерапевтов (ПСКП)

Слишком много говорю о себе, об одном и том же. На любую фразу вставляю «а у меня...», «а вот моя знакомая...», «а я никогда...». У некоторых складывается впечатление, что мало общаюсь, и поэтому меня «прорывает». Всегда говорю с ощущением, что это важно и «надо поддержать разговор». Других вроде способна слушать, но, когда меня «несет», не остановишь. Ладно бы что интересное, но все сводится к моим проблемам, мнению и т.д. И ничего из этого путного не выходит. Чувство бессмысленной болтологии убивает, особенно когда понимаю, что о некоторых вещах не стоило говорить. Не могу молча смотреть фильмы, если рядом кто-то есть. Всегда тянет прокомментировать, чаще отрицательно. Все подвергается анализу, разбору. Самокопание — моя черта, многие со стороны постоянно говорят, что я слишком много думаю. Но мне кажется, что иногда слишком мало (особенно во время разговоров). Может, есть способ контролировать себя? Научиться не только слушать, но и сдерживаться.

Екатерина, 26 лет

Екатерина, сначала я бы предложила поразмышлять, чем вам мешает склонность много говорить. Ведь есть немало разговорчивых людей, и не всем из них эта особенность приносит неудобство.

Возможно, пускаясь в разговоры, вы чувствуете, как что-то упускаете в общении с собеседником. Будет полезно разобраться в причине этого дискомфорта. Понаблюдайте, какие чувства испытываете, прежде чем начинаете рассказывать о себе.

Постарайтесь уловить это ощущение — что оно из себя представляет? Почему особенно важно именно «поддержать разговор», и что эти слова означают для вас. Что произойдет, если вы вдруг разговор не поддержите? Как будете чувствовать себя в подобной ситуации? Что будет вас беспокоить?

Иногда за обилием слов и быстрой речью мы пытаемся скрыть собственную тревогу, смятение или даже страх. «Забалтываем» собеседника и самих себя, неосознанно боясь соприкоснуться с болезненной темой или неприятной ситуацией. Возможно, прислушавшись к себе, вы сможете уловить переживание, которое заставляет вас много говорить.

Вы также не раз упоминаете, что говорить начинаете в первую очередь о себе. Что о себе вам больше всего хочется рассказать другим? Почему кажется важным, чтобы они узнали именно это? Какой вы хотели бы выглядеть в их глазах? Какой боитесь показаться?

Что означает для вас процесс самокопания? Что вы пытаетесь узнать, в чем разобраться? За что себя критикуете?

Вы пишете, что при совместном просмотре фильма вас постоянно тянет комментировать происходящее на экране. Что меняется для вас в ситуации, когда вы одна? Почему вам проще дать именно отрицательную оценку фильму? И какое значение для вас играет возможность обмениваться комментариями за просмотром?

Ведь помимо других целей — поделиться мнением, произвести впечатление, узнать позицию другого — иногда мы продолжаем разговор, просто чтобы не чувствовать себя одиноко, знать, что кто-то нас слушает. Тогда комментирование становится частью процесса общения.

Екатерина, вы спрашиваете, как научиться сдерживать себя, однако в первую очередь важно разобраться, что заставляет вас много говорить.

Усилием воли можно заставить себя молчать, но вряд ли это подарит спокойствие и комфортное общение. Тогда ваш монолог может просто стать внутренним и будет и дальше продолжать отнимать силы и причинять дискомфорт.