Виктория: Мы начали встречаться, когда нам было 17. Я была очарована Антоном, рисовала себе картинки будущей жизни. Прошло шесть лет, и сегодня я понимаю, что он не соответствует образу, который я себе напридумывала. Мы слишком разные.
Конфликты возникают по несколько раз на дню по любому поводу. Например, я хочу погладить для него рубашку, но ему все равно, в чем идти на встречу. Я срываюсь, он бесится, мы переходим на крик.
Олег Иванов: Вика, вы сказали, что вы разные, а в чем эта разница?
В.: Мне постоянно хочется чего-то нового, интересного, съездить куда-то, хотя бы в парк сходить. Но ему лишь бы дома сидеть. Я боюсь, что упускаю что-то важное. И страшно устаю из-за того, что мы постоянно ссоримся. Может быть, мне надо побыть одной, чтобы узнать себя получше? Антон не хочет экспериментировать, у него свой распорядок и правила, по которым он привык жить.
О.И.: Насколько вы нуждаетесь в общении с другими?
В.: У нас почти нет друзей.
Антон: Я привык вкладываться в отношения и от других требую того же. Но таких вокруг меня единицы — с ними и общаюсь.
В.: Потому что с остальными ты поссорился. Антон обидчив.
А.: Это так. Иногда в дружбе надо переступать через себя, а не пропадать на полгода, чтобы потом как ни в чем ни бывало объявиться: дескать, прости, был занят, выпал из жизни, как твои дела. Я такого не понимаю и не принимаю, так как сам трепетно отношусь к близким.
О.И.: Вика, вы задумывались о совместном будущем с Антоном?
В.: Раньше я была на 100% уверена, что мы поженимся и у нас будут дети. Но сейчас этой уверенности нет, так как нынешнее положение дел меня не устраивает.
А.: Я детей не хочу, по крайней мере сейчас. Сначала я хотел бы преуспеть в профессии и в том, чтобы быть хорошим мужем. Что касается женитьбы, то для меня это не священный ритуал. Куда больше мне нравится идея обвенчаться.
В.: А мне эта идея не нравится совсем! Я вообще не чувствую, что хочу связывать себя с кем-то на всю жизнь. У меня был только один мужчина — Антон. И мне страшно, что он может оказаться последним.
А.: Я вижу это по-другому. Мои родители развелись, когда мне было восемь. А я принял решение, что если женюсь, то раз и навсегда. Я уверен в Виктории и не раздумывая пошел бы с ней в разведку.
О.И.: Вика, мне кажется, что вы не так себе представляли совместную жизнь?
В.: Я никогда не идеализировала брак. Мои родители живут вместе слишком долго и крайне консервативны. До зубного скрежета. Отпуск в одном и том же доме отдыха много лет подряд, в магазин за одними и теми же продуктами — и так во всем. Подростком я мечтала о другой жизни. О том, что у меня будет идеальный мужчина, легкий, спонтанный. Антон в этот образ поначалу вписывался, но потом все изменилось. Я понимаю, что идеальных не существует...
О.И.: Вика, вы все понимаете, но не хотите мириться с недостатками Антона. Нет ли в этом внутреннего противоречия?
В.: Похоже на то. Но иногда он специально меня провоцирует!
О.И.: Думаю, что ваши бытовые конфликты направлены на то, чтобы вызвать друг у друга эмоции, которых вам обоим не хватает.
В.: Антон часто меня бесит, но я никогда на него не обижаюсь. Скорее, он на меня. Раньше я пыталась во всем ему угодить, а он был спокоен, как удав. Когда он служил в армии, я приехала к нему, тряслась в поезде пять часов. Привезла подарки, новую одежду. Ждала несколько часов на КПП. Когда Антон вышел, то даже не улыбнулся, не обнял, не сказал спасибо! Я уехала в расстроенных чувствах.
А еще до встречи со мной Антон встречался с девушкой
Я сильно запала на него, и однажды ему пришлось выбирать — либо я, либо она. Он долго не мог решиться, регулярно устраивал мне эмоциональные качели, я страдала и плакала. Наверное, я и впрямь пытаюсь вывести его из себя, чтобы вернуть тот эмоциональный накал.
О.И.: Вика, вернуться к прошлому не получится. Вам нужно научиться взаимодействовать по-другому. Принять, что изменились и вы, и ваш любимый. Выстроить новые отношения, более серьезные. Думаю, вы оба созрели для этого.
А.: Вике все дается легко. Пока я размышляю над проблемой, она берет и решает ее. Я так не могу, я считаю, для того, чтобы было хорошо, сначала надо попотеть: за всеми великими свершениями стоят кровь и пот.
О.И.: Антон, кажется, вы считаете, что отношения нужно выстрадать. Вам легче взаимодействовать через конфликты, а Вике — нет.
А.: Да, Вика считает, что Бог создал мир для того, чтобы она кайфовала.
В.: Именно. Антон не может наслаждаться жизнью просто так. «Ты уже покупала помаду в этом месяце, зачем тебе еще одна?» — спрашивает он меня. Его раздражает то, как легко мне все дается. Ему обязательно нужно помучиться, пострадать.
О.И.: Вика, вы бессознательно выбрали эти отношения, но осознанно не хотите с ними мириться. Поэтому пытаетесь заставить Антона меняться. А он не хочет этого. Он консервативен — так же, как и ваши родители. Удается ли вам когда-нибудь поговорить на серьезные темы без скандалов?
В.: Мы пытаемся, но не слышим друг друга. Обычно разговор строится на взаимных обвинениях, и это замкнутый круг.
О.И.: Вика, на самом деле вы не хотите слышать Антона — вы хотите выговориться сами. Вас раздирают внутренние противоречия. Это естественно, внутренние конфликты есть у всех. Но свой внутренний конфликт вы пытаетесь решить, выплескивая эмоции, которые Антон не вполне четко воспринимает.
А.: Я действительно не всегда понимаю, что не так.
О.И.: Происходит это потому, что разговор на повышенных тонах или крик заставляет собеседника закрываться. Вы, Вика, видите или чувствуете это, а затем осознанно или бессознательно повышаете градус напряженности. Это путь в никуда.
Нужно научиться говорить друг с другом, выстраивать новую коммуникацию — ничего лучше миром пока не придумано
Ваши отношения я считаю весьма перспективными, а происходящее притиркой. Год совместной жизни — это не так много. Ведь встречаться и жить вместе — это совсем разные вещи.
В.: Мне хочется иногда побыть наедине с собой, но это непросто, учитывая, что мы живем в однушке.
О.И.: Возможность отдыхать друг от друга существует даже в условиях однокомнатной квартиры. Пусть кто-то из вас сядет с ноутбуком на кухне, а кто-то в это время будет смотреть телевизор. Необязательно делать все вместе.
В.: Но говорить нам придется!
О.И.: Обязательно, и я попрошу вас обоих дома написать список того, что вас не устраивает в отношениях и партнере. Заполняйте его в течение недели. Потом сядьте и спокойно обсудите, в чем состоят эти претензии и будут ли они так же важны на следующий день. Заранее приготовьтесь к этому разговору — например, как ко встрече со мной. Не обменивайтесь упреками, а говорите по-настоящему, вникая в аргументы другого. Тогда вы и сами станете больше понимать.
А.: Действительно, со мной никогда такого не было, чтобы я подбирал слова, как сейчас.
О.И.: Подобрали в разговоре со мной, значит, сможете подобрать и в разговоре с Викой. Я понимаю, что это трудно, тем более что у вас нет такого опыта. Но научиться можно всегда — было бы желание.
Две недели спустя
Вика: Перед встречей я волновалась, боялась, что во время сеанса или после него мы с Антоном разругаемся или даже расстанемся. Но страхи не оправдались. Мне удалось по-другому взглянуть на наши отношения, понять наконец, что я вижу перед собой не живого Антона, а свои представления о нем. А я хочу любить его таким, какой он есть.
Мы подробно обсудили наш поход на консультацию. Я призналась, что мне было приятно, когда он говорил про меня хорошее. Главным открытием для меня стала взаимосвязь моих отношений с родителями и отношений с Антоном. Меня всегда раздражал их консерватизм, но устроить бунт я пытаюсь в отношениях с Антоном. Сейчас я начала лояльнее относиться к тому, что раньше меня так в нем раздражало.
Антон: Несмотря на то что это была наша первая консультация у специалиста, волнения я не испытывал. Был уверен, что для нас это станет полезным опытом, своеобразным тимбилдингом. Я в очередной раз убедился, что единственный, с кем я пошел бы в разведку, это Вика. А после встречи понял, что мне стоит быть более открытым и проговаривать все словами и голосом. До домашнего задания мы пока не дошли, зато наши диалоги стали более частыми и открытыми.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Станьте участником рубрики «Давай договоримся»
У вас конфликт, который вы хотите разрешить? Отправьте запрос по электронной почте info@psychologies.ru.
Об эксперте
Олег Иванов — конфликтолог, медиатор.