Директор Центра «Практика». Преподаватель курса «Эффективная коммуникация» в Школе управления Сколково.
Мой друг Фейсбук. Да, мы зависимы от соцсетей — и что?

Я люблю социальные сети! Хотя, разумеется, прихожу в полный ужас, когда айфон мне вдруг напоминает: «Дорогая Нина, сегодня вы провели 5 часов, пялясь на экран своего телефона». Пять часов! Чуть не половина прекрасного буднего дня! Это вместо прогулок, занятий спортом. Да хоть хорошее кино бы посмотрела! Судорожно пытаюсь себя утешить: телефон давно стал моим рабочим инструментом. Компьютер забыт и заброшен.

Я пишу в телефоне новую книгу, отвечаю на письма, веду расписание своих уроков и готовлюсь к ним, общаюсь с семьей и друзьями... И все же я хорошо знаю, что примерно час в день я играю в электронные игры (опять утешаю себя: надо же сбросить эмоции) и не менее двух часов плотно зависаю в социальных сетях. Однажды мой ученик-бизнесмен поспорил с другом, что сумеет прожить две недели без Фейсбука (запрещенная в России экстремистская организация). И не выдержал. Выставил ящик коньяка и нырнул в привычную сеть.

Казалось бы, какой кошмар! Это наваждение, наркотик, зависимость. Новая угроза для человечества.

Статистика такова: каждый день только на Фейсбуке (запрещенная в России экстремистская организация) появляется 300 миллионов фотографий и ставятся 6 миллиардов лайков. Привычной стала картина, когда старые друзья собираются за столом, и с виноватым видом чуть ли не каждый из них то и дело смотрит в телефон. И это называется «давно не виделись», «соскучились».

Что уж говорить о подростках, которые переписываются друг с другом, сидя за одной партой! Моя внучка лет пять назад радостно сообщила мне о своем первом свидании. Они с парнем встречали рассвет. Я, конечно, бросилась расспрашивать: где это было, как она была одета. И тут выяснилось, что они встречали рассвет каждый в своей квартире, но показывали друг другу картинки через телефон...

Социальные сети отнимают общение — и дарят общение. Отнимают время — и экономят его

Еще недавно на занятиях меня просили рассказать, как выстроить публичное выступление. А последние два года все чаще просят рассказать о законах общения в формате «small talk». То есть молодежь волнует вопрос: как поболтать ни о чем, глядя не в телефон, а в глаза конкретным людям?

И все же я люблю социальные сети. Меня поражает мысль, что в моей руке — весь мир. И я могу сообщить этому миру все, что захочу! Причем мгновенно. Могу спросить, какой выбрать фильм или какую книгу. Похвастать или пожаловаться. Пригласить желающих на свой открытый тренинг. Это свобода самовыражения плюс возможность пообщаться с хорошими, знакомыми и незнакомыми людьми.

За эти десять лет у меня, как и у всех пользователей, сложился свой круг общения. 5 тысяч друзей на Фейсбуке (запрещенная в России экстремистская организация) я набрала быстро, так как у меня тысячи учеников по всей стране. А потом появились подписчики, их уже больше 7 тысяч. И я стараюсь вести свою страницу таким образом, чтобы никому не было скучно. Пишу то про детей, то про тренинги, то веду репортажи из путешествий с подругами. Меня удивляет и радует, как много людей умеют писать веселые хорошие тексты. И затевать интересные дискуссии. А еще есть помощь и поддержка.

Моему отцу недавно исполнилось 95 лет. У него тоже есть своя страница на Фейсбуке (запрещенная в России экстремистская организация), но он ведет ее редко. В день юбилея я опубликовала о нем пост с портретом. И отец получил около полутора тысяч поздравлений со всей страны, да таких искренних! Он читал, непрерывно писал в ответ «спасибо», и глаза его светились счастьем.

Социальные сети отнимают общение — и дарят общение. Отнимают время — и экономят его. Просто надо знать меру и держать баланс. Но эта задача была всегда и всегда будет.