Мне тяжело приходить на работу после выходных или отпуска. Чувствую себя слабой, мягкой и какой-то раздавленной. Мне кажется, что после отдыха я несобранная и рассеянная, не могу быстро соображать, постоять за себя. И еще постоянно жалею себя из-за этого, как будто я маленький беззащитный ребенок, которого оставили в трудной ситуации одного. Так было почти на всех моих работах.
Пожалуйста, скажите, как себя перебороть и изжить эту глупую жалость. У меня очень серьезная работа, на ней нельзя расслабиться и расчувствоваться. Когда привыкаю к темпу, то в следующие дни становится легче, а после выходных это ощущение возвращается снова.
Ульяна, 36 лет
Ульяна, возможно, вас это удивит, но адаптация после отпуска и выходных нужна всем. Не зря понедельник называют «днем тяжелым», а в народе давно ходит шутка, что никто так сильно не хочет в отпуск, как человек, который только что из него вернулся. Исключения бывают, но они, как водится, подтверждают правило.
Вы пишете, что становится легче, когда привыкаете к темпу работы. Это еще раз показывает, что вам просто-напросто нужен небольшой период адаптации, чтобы влиться в рабочий ритм. И это нормально!
Почему вы ругаете себя за естественную необходимость раскачаться и настроиться на рабочую волну? Вы требуете от себя сиюминутного и максимального включения, будто вы робот. Но вы же не машина, а живой человек. Кто вложил в вас эту установку?
Сразу возникает тот образ маленького ребенка, о котором вы упоминаете в письме. Он нежный и мягкий, а его отчего-то жестко заставляют стать взрослым и ответственным, перестать быть «мямлей» и серьезнее относиться к делу. Под таким прессингом немудрено почувствовать себя одинокой и беззащитной, будто одну бросили на передовую, не оценив силы и не спросив согласия.
Знакомо ли вам это чувство? Сейчас вы сами относитесь к себе таким образом, но предположу, что такая манера обращения с собой досталась вам по наследству. Вы упрекаете себя, как ребенка. Кто так с вами поступал? Выглядит это так, будто вы боретесь сами с собой, насилуете себя.
То, что вы называете «глупой жалостью», — это естественная реакция организма на насилие над ним
Даже в самой ответственной работе можно сделать перерыв или распределить свой график так, чтобы была возможность «раскачаться» и плавнее войти в ритм. Если на вашей должности это невозможно, тогда зачем вы выбираете для себя работу «быстрого включения», если вам это трудно, если не сказать — невыносимо? Ради чего впрягаетесь в слишком напряженную и активную работу, если вам это не по силам?
Чтобы стать серьезным специалистом, заработать много денег, а заодно перегруз, нервный срыв и начать принимать антидепрессанты? Не слишком ли велика цена?
То, что вы называете «глупой жалостью», — это естественная реакция организма на насилие над ним. Это чувствование и понимание себя, ваша психика и ваше тело сопротивляются. Вы точно хотите это изжить? И превратиться в удобную трудовую единицу, в эффективного и безэмоционального робота, который не будет расслабляться и расчувствоваться? В таком случае это не желание уверенно чувствовать себя на работе, а экстремизм и террор по отношению к себе.
Вы меняете рабочие места, но не меняете отношение к себе. Пишете, что у вас так было почти на всех работах. Ключевое слово — почти. То есть был и положительный опыт? И среди всех ваших работ нашлись те, на которых вам не было плохо?
Что это были за места? Чем они отличались от остальных? Чем вы там занимались? Какой был график? Какие люди вас окружали? Легко ли вам было общаться с ними? Что вам больше всего там нравилось? Как вы себя чувствовали, когда выходили после выходных или отпуска?
Возможно, разобрав повнимательнее тот опыт, вы сможете найти подсказку, какой характер работы, режим и коллектив вам больше подходят. Это позволит найти свое место на рынке труда и строить карьеру, не угнетая себя.