Пять лет назад я окончил школу, в ноябре мне предстояло идти в армию. За неделю до отъезда умер папа, и сразу после похорон я отправился служить. Для меня это было очень тяжело, до сих пор не могу забыть о случившемся и виню себя в смерти отца. Живу прошлым, никак не могу из него выбраться.
Андрей, 22 года
Андрей, сочувствую вашему горю. Вы пишете, что живете прошлым, — значит, в том времени вас держат очень важные мысли и чувства. Что именно не дает вам покоя? Пять лет — достаточный срок, чтобы привыкнуть к жизни в новых условиях.
Вы обращались к кому-нибудь за помощью? Разговаривали о своем состоянии с друзьями? Если долго и часто говорить о боли, она теряет силу и остроту. Возможно, вы о чем-то не рассказывали, не признавались в разговорах с другими. А может, вам самому трудно понять, почему боль вас не отпускает.
Почему вы вините себя в смерти отца? Что произошло между вами, что породило в вас ощущение причастности к его уходу? Какие у вас были отношения, когда вы были маленьким? Насколько вы были близки?
Возможно, между вами возникали конфликты, и теперь вы считаете себя виноватым в том, что причиняли отцу боль и расстраивали его? Но дети часто конфликтуют с родителями, отстаивают свои права, представления и ценности. Насколько эмоционально проходили объяснения с отцом? Возможно, ваш отец болел, и вы считаете, что ваши ссоры усугубили его состояние? Много вопросов, на которые трудно ответить, не обладая полной информацией о случившемся.
Но, что бы ни произошло пять лет назад, ни один родитель не захотел бы, чтобы его ребенок скорбел так долго. Надо разобрать причины вашего состояния и двигаться дальше. Если есть ощущение вины и желание ее искупить, это можно сделать, совершая добрые дела, изменив свое мировоззрение.
Когда уходят родители — это горько, но они жили и растили детей, чтобы те продлили их род. Дети росли, учились, познавали мир, пробовали, ошибались и начинали все сначала. Если ваш отец рано ушел, вы можете сделать то, что он не успел, увидеть то, что он не увидел, понять то, чего он не понял.
Мы разговариваем с нашими умершими, спорим с ними, соглашаемся или нет с их правдой, но мы живем — и это самый главный подарок, который мы можем им сделать, показав, что они жили не зря.