Я все чаще замечаю свою бесчувственность и безразличие. Когда умерла жена моего дяди, с которой мы были близки, я не заплакала. Думала лишь о том, сколько всего ему теперь придется делать и что их дети рано повзрослеют. Мне было стыдно за себя, но, как бы я ни старалась вызвать слезы воспоминаниями, ничего не получалось. Вчера умер сам дядя, а я опять осталась равнодушной, плакала лишь, когда видела его перед смертью. Думаю только о том, что должна выглядеть грустной перед окружающими. Что я за монстр такой?.. И к детям я безразлична. Могу улыбаться, когда смотрю на них, но желания тискать и сюсюкать с ними никогда не возникает. При этом я очень люблю домашних животных, их мне всегда хочется взять на руки, поиграть. Вспоминая своего умершего щенка, я порой до сих плачу. Это ведь ненормально? Что мне делать?
Мадина, 18 лет
Мадина, в обоих случаях, которые вы описали, ваша реакция на потерю родственников была вполне нормальной. Так срабатывает ваша психическая защита, причем во втором случае вы все-таки плакали, неважно, когда — до или после смерти дяди.
Безразличие к детям в вашем возрасте естественно: вы еще слишком молоды, у вас сейчас другие задачи в жизни. К тому же речь о чужих детях. Бывает так, что человек крепко любит собственного ребенка, а другие дети вообще никаких эмоций не вызывают. Это может быть связано с тем, что вы были единственным ребенком или, наоборот, росли в многодетной семье (могла возникнуть усталость от детей и ухода за ними).
Вы оцениваете себя как «монстра», поскольку у вас есть ожидания, как вы должны переживать смерть родственников: страдать, плакать — но в реальности все реагируют по-разному. Совершенно не обязательно, что с вами что-то не так. Вы любите животных — значит, у вас есть чувства, интерес, эмоциональные реакции.
В целом эмоциональное онемение может быть признаком ПТСР (посттравматического стрессового расстройства) и других расстройств. Такое состояние можно назвать и стратегией выживания: это может быть реакцией на травматические события — сексуальное или физическое насилие.
Бывает, что при эмоциональном онемении человек испытывает ощущение оторванности от своего тела, от своих мыслей (диссоциация), от внешнего мира (дереализация), чувствует себя чужим в собственной жизни (деперсонализация), меняется его восприятие собственного тела, он теряет контроль над тем, что говорит и делает, не может получать удовольствие.
Вы не написали ни о чем таком, так что едва ли это ваш случай. Возможно, в детстве вы не научились осознавать и выражать эмоции — над этим сейчас и стоит поработать.