Считается, что медитацию «изобрел» Будда. И называлась она изначально не медитацией, а бхаваной. С языка пали, на котором говорил Будда, это слово переводится как «взращивание». Речь изначально шла о взращивании качеств, которые ведут к конечной цели медитации — просветлению. О культивации в себе доброты, осознанности.
Потом те, кто практиковал медитацию, заметили, что у нее есть «побочные свойства»: мы становимся спокойнее, перестаем бурно реагировать на внешние раздражители. Начинаем по-другому реагировать на мир вокруг. Не злимся, не гневаемся, не печалимся. Медитация ведет еще и к тому, что мы берем на себя ответственность за свои эмоции, чувства, мысли, состояния и становимся психологически более здоровыми, свободными, открываем себя творчеству. Эта духовная практика помогает нам узнать себя настоящих.
Восток и Запад
Есть фундаментальная разница между восточным и западным подходами к излечению души. Я получила психологическое образование, но при этом часто ездила в Азию, изучала опыт Востока. И знаю: там есть чему поучиться.
Что делают на Западе психоаналитики, терапевты? Предлагают рассмотреть проблему со всех сторон, проанализировать детство, поговорить о наболевшем. Проблемы от ума возникают — когда появляются конкуренция, страдание, когда нужно бороться с эмоциями, из чего-то выпутываться. В терапии мы часто слышим такие фразы: «Побороть страх, разрешить себе злиться. Выпустить все, чтобы внутри ничего не осталось, чтобы не было соматических заболеваний».
Медитация не может заменить личную терапию. Есть состояния, в которых медитировать нельзя
На Востоке же, если у человека где-то болит, он старается работать над собственной осознанностью. Условно это так звучит: «Понаблюдай, где эта проблема в теле, что она делает. Просто понаблюдай, ничего не делай, следи за дыханием». Детей воспитывают в среде взаимопомощи и сострадания, и впоследствии им не нужна психотерапия. Там другое отношение к жизни, у людей другие задачи. Потому и методы тоже другие.
Конечно, медитация не может заменить личную терапию. Более того, есть состояния, в которых медитацию практиковать нельзя, — к примеру, алкогольное или наркотическое опьянение. На свои медитации я не могу позвать людей с психиатрическими заболеваниями, если они не состоят на учете у врача. Любая медитация немного изменяет состояние сознания, хоть человек и не теряет себя. Если есть отклонения в работе психики или диагноз, медитация может спровоцировать непредсказуемые процессы.
Память детства
Я помню себя с двух с половиной лет. Тогда просто наблюдала за происходящим, «отключала» разум, смотрела на все будто со стороны. Мне нравилось быть в моменте. Сейчас я понимаю, что это в принципе свойственно всем детям, это умение было у всех. Просто по мере роста мы забываем про него. Переключаемся на то, что нам говорят социум, учителя, родители. Все это перенаправляет наше внимание вовне, и мы начинаем забывать о себе. Медитация же помогает нам обратиться к ресурсам, скрытым внутри нас.
Серьезно я занялась медитациями в 2008 году. Начала практиковать цигун и Рейки. Когда эти практики вошли в мою жизнь, все встало на свои места. У меня было много наставников, которые давали ключики, а потом уходили, но всех их я помню и благодарна каждому из них.
С чего начать?
Медитацию вообще можно практиковать самому, это несложно. Самый простой способ попробовать ее «на вкус» — начать наблюдать за своим дыханием. Медитация — это когда мы находимся в моменте, никуда умом не улетаем, ничего не представляем и не визуализируем. Просто находимся здесь и сейчас, наблюдаем за своим дыханием. Вот буквально — изучаем, как зарождается вдох, как он проходит через наш нос, как мы выдыхаем.
Медитация — это не просто сидение в позе лотоса с завязанными в узел ногами, это процесс. Мы наблюдаем за тем, что у нас в теле происходит, рассматриваем со стороны свои эмоции. Не анализируем, не придумываем, ничего не хотим с этим сделать.
Медитация помогает отказаться от перфекционизма. Каждый листочек на дереве уникален
Следующий шаг более сложный, но тоже посильный. Мы начинаем наблюдать за мыслями. Не желая их изменить, не отождествляясь с ними, просто смотрим. Мы можем смотреть на все сразу — и на тело, и на эмоции, и на мысли.
Когда человек находится «здесь и сейчас», он может быть мастером своей жизни, понимает, что он — это не тело, не мысли, не болевые ощущения и не эмоции. Все в мире непостоянно, изменчиво. Осознавая это, мы многое отпускаем, перестаем держаться за ненужные отношения, беспокоиться. И тогда можем любить и чувствовать более осознанно.
Медитация помогает отказаться и от перфекционизма. Мы видим, что у нас не идеальное тело, что мы не очень-то правильно проживаем какие-то эмоции. Но ведь каждый листочек на дереве уникален! Со школы нам говорят о стремлении к идеалу, но мы можем отбросить шаблоны и стереотипы и принимать себя такими, какие мы есть.
Путь мастера
В поле учителя практиковать медитацию намного проще. Если рядом есть мастер, вы с ним находитесь в одном потоке, то и обучаться гораздо легче. Похоже на то, как ребенок учится у взрослых. Можно начать с того, что нам подскажет знающий человек. Но как от родителя, так и от учителя потом придется уходить. Мы почитаем и родителей, и учителей, но идем своей дорогой и приобретаем свой опыт. Мы можем с ними поддерживать общение, но без расставания не будет развития, не будет движения вперед.
Мне повезло, потому что одним из моих учителей на пути оказался Майтрейя, мастер медитации из Индии. Родители Майтрейи — священнослужители, семья его принадлежит к высшей касте. Отец Майтрейи часто ездил к духовному мастеру Ошо и как-то взял с собой 13-летнего сына. Мальчик был потрясен тем, как меняются люди, когда начинают медитировать.
Ошо дал Майтрейе его духовное имя, и будущий мастер остался в его ашраме, чтобы перенять опыт легенды. Позже он много путешествовал по Индии, изучал разные виды медитации — и активные, через движение и голос, и пассивные, такие как випассана.
Мы познакомились с Майтрейей в Индии на мероприятии у другого мастера. Мы вместе медитировали, и это был удивительный опыт. Я словно не присутствовала в теле — скорее ощущала присутствие в свете. Будто оказалась в пространстве, где времени не существует. Его ученики тоже это переживают, когда учатся медитировать рядом с ним. И когда они уезжают, то начинают практиковать самостоятельно. Мастер отпускает своих учеников как детей, и теперь они тоже могут преподавать и делиться знаниями. Это бесконечный и впечатляющий процесс.
Сейчас Майтрейя ездит по миру, обучает других. Люди узнают о нем друг от друга: Майтрейя очень скромный и предпочитает не привлекать внимания к своей персоне. В этом году он согласился приехать в Россию, чтобы передать свои знания о медитации всем желающим. Увидеть его и перенять бесценный опыт можно будет в сентябре.
В России Майтрейя проведет несколько занятий по медитациям и выездной ретрит. Занятия будут проходить на английском с переводом на русский язык.
Утренние и вечерние медитации в Москве состоятся с 6 по 8 сентября в йога-клубе Gold&Dance (ул. Садовническая, 54, стр. 1). Трансформационный ретрит пройдет 13-15 сентября в йога-доме «Ананда» в Подмосковье (г. Истра, ул. Пионерская, 12).
Подробности можно узнать
Об эксперте
Ольга Носикова — психолог, психодраматерапевт, мастер-учитель Рейки японской традиции, целитель, преподаватель медитаций, ведущая обучающих курсов и выездных ретритов, создательница Центра развития личности