Мне 32 года, безработная, не замужем. В последнее время нахожусь в подавленном состоянии, не хочу жить, чувствую неуверенность в себе, обреченность, лень и скуку. По утрам не хочется открывать глаза. Любые занятия кажутся ненужными и бессмысленными. Мало общаюсь с людьми, а при общении срываюсь на них — в том числе на близких, хотя после чувствую огромную вину. Нервничаю по любому поводу, не могу не обращать внимания на пустяки, расслабляться. Завожусь с пол-оборота. Больше всего боюсь, что окружающие заметят изменения во мне, боюсь волновать этим близких, переживаю за их спокойствие. Не люблю жаловаться, обременять. Боюсь открыться, выговориться, держу все переживания в себе, разучилась делиться. Я как будто потеряла смысл жизни. Все больше отдаляюсь от людей, не могу ни с кем быть дружелюбной, все раздражают. Очень хочется быть кому-то нужной, приносить людям пользу, получать от них благодарность, похвалу, одобрение. Раньше была другой, любила быть в центре внимания. Работу ищу вяло: хотя у меня два высших образования, в своих силах я не уверена и не знаю, чему хочу себя посвятить. Распыляюсь, быстро загораюсь и перегораю. Откладываю жизнь на потом, утешаю себя мыслью, что завтра будет лучше, но ничего для этого не делаю. Четыре года назад из жизни ушел отец, глава семьи, и я с тех пор взвалила на себя груз ответственности за маму и старшего брата, играю роль «спасателя».
Алиса, 32 года
Алиса, вы находитесь в сложной ситуации. С одной стороны — состояние, похожее на хроническую депрессию, которая, возможно, началась после смерти отца. С другой — размытые личные границы и дисфункциональность родительской семьи, в которой вы взяли на себя роль спасателя, но при этом либо не потянули ее, либо решили через депрессию сбросить с себя эту ношу (либо и то и другое вместе).
Почему «спасателем» стали вы, а не старший брат? Почему вообще всю семью надо спасать кому-то одному? Почему вы не вышли из родительской семьи и не начали жить автономно (прежде всего — психологически)? Вы придерживаетесь представления, что ответственны за жизнь других, но на самом деле вы несете ответственность прежде всего за себя.
Можете ли вы определить свои личные границы? Эмоциональные, физические, ценностные. Похвалу и одобрение вы можете получать только от родственников, но не от себя? Они решают за вас, какая вы, кто вы, зачем вы, полезны ли вы?
Ваше состояние действительно очень напоминает депрессивное, поэтому стоит посетить невролога или психиатра. Возможно, понадобится медикаментозная терапия.
Вы потеряли смысл жизни, потому что потеряли себя, а собой вы по-настоящему, скорее всего, и не были. Вы были частью системы, когда был жив отец, и могли существовать только в рамках этой системы. Что для вас значит быть взрослым человеком? Считаете ли вы себя взрослой, хотите ли такой быть? Возможно, вы пытаетесь остаться подростком, за которого отвечают, который все еще находится в поисках своей идентичности, нуждается в руководстве, помощи, подбадривании.
К незрелости добавились депрессия и роль спасателя, и с возрастом ситуация усугубляется. Но ее можно и нужно разрешить. Сначала — понять, есть ли у вас депрессия, и если да, вылечить ее, поскольку для решения других задач вам нужны физические и моральные силы, а пока их явно недостаточно. После этого стоит ответить на вопросы, которые я перечислила выше, определить уровень своей зрелости и начать решать взрослые задачи: искать работу и партнера, самореализовываться, вести социально активную жизнь.