Я не испытываю страха перед смертью, не боюсь, что могу не проснуться в любой день. У меня в детстве было два хомяка: когда первый умер, мне было лишь немного печально, не было ни слез, ничего. Я не помню, чем он болел, но я помню, что случайно скормил ему какую-то таблетку (хотел, чтоб он понюхал, а он съел). Возможно, он умер из-за меня, но я не испытываю ни малейшего раскаяния по этому поводу.
Второй хомяк спокойно состарился, но под конец он был уже совсем плох: один глаз не открывался, живот раздулся, его поносило, кажется, даже с кровью. Когда он умер, я просто спокойно закопал его. Сейчас у меня пес, я очень его люблю, прямо обожаю, но не страшусь мысли о его кончине.
В моем городе нет метро, но когда я спускался на эскалаторе в Питере, внезапно возникла мысль просто шагнуть вперед и полететь вниз, ломая кости об ступени. Разумеется, я этого не сделал.
Еще я считаю, что лучше эвтаназия, чем заболеть Альцгеймером или стать «овощем» до конца своих дней. Я пытался найти ответ на вопрос, нормально ли относиться к смерти так, но не нашел. При этом я могу испытывать жалость, сочувствие, сострадание, грущу, радуюсь, люблю и ненавижу. В общем, я могу испытывать все обычные эмоции, меня не назовешь депрессивным, мрачным, пессимистичным (я реалист, но другие зачастую не видят разницу).
Ответ не особо важен для меня, вряд ли он что-то изменит. Я просто хочу знать, все ли в порядке с моим разумом. Нормально ли это?
Андрей, 22 года
Здравствуйте, Андрей!
Размышления на тему смерти, на мой взгляд, имеют отношение скорее к философии, чем к психологии. И, как ни парадоксально, оснований для разговора на эту тему с психологом было бы больше, будь у вас тот самый страх смерти.
Но ведь ваш вопрос на самом деле не об этом. Он о том, нормальный ли я, все ли со мной в порядке. Если мы сомневаемся в этом, значит, в голове есть определенные представления (скорее, стереотипные) о том, каким нужно быть. И этим представлениям важно соответствовать. Например, бояться той же смерти, потому что большинство так делает.
Все эти представления (они же убеждения, сценарии, установки) закладываются в ребенка в самом раннем возрасте для того, чтобы создать ему точки опоры по жизни. Но зачастую они оказываются ложными.
Это точки опоры другого человека, пусть даже их закладывали наши любимые родители. Они могут не совпадать с нашими
Ваши размышления как раз нормальны, они могут говорить, например, об исследовании себя, о поиске принадлежности: кто я? С кем я? Возможно, как раз сейчас вы тоже ищете точки опоры, но уже свои.
Пойти против большинства, заявить, что я не такой, как все… на это иногда нужно мужества гораздо больше, чем заглянуть в глаза смерти. Важно понимать, готов ли человек принять последствия своего заявления «Я не с вами». Ведь они могут быть совсем не такие, как мы ожидаем.
Иногда все объясняется просто: человек — по природе бунтарь, ему нравится быть не как все. Тогда это вопрос принятия своей природы. Если у вас по-прежнему есть сомнения, то можно пройти тестирование или обследование у специалистов, которые подтвердят, что с вашим разумом все в порядке.