Вот уже 15 лет прошло с момента, когда Володю уволили. Это было абсолютно внезапно, мы не были готовы к такому. Более того, буквально накануне данного события мы взяли ипотеку на небольшой загородный домик своей мечты. Нам было по 45 лет.
В момент, когда Вова сообщил мне эту ужасную новость, я была на учебе. В то время я решила полностью поменять карьерный вектор и отправилась получать второе высшее образование, а потому единственным добытчиком в семье остался муж. «Сядь и пообещай: что бы я тебе сейчас ни сказал, ты не откажешься от получения образования», — сказал он мне. И я пообещала, хотя потом об этом горько пожалела.
Я выросла в деревне: у моих родителей было свое хозяйство. Я работала по восемь часов в день с самого детства. И у меня сформировалось четкое убеждение: верность работе равносильна преданности свадебным клятвам. Моих родственников и даже знакомых никогда не увольняли. Поэтому первой моей реакцией на слова мужа был... стыд.
Да, сейчас мне стыдно признаться, что мне было стыдно. За Володю. За себя. Единственные люди, которых на моей памяти когда-либо увольняли, были при этом осуждены за различные преступления. Я думала, что теперь мы станем изгоями.
Мы на удивление чувствовали себя в безопасности. Внезапно в нас начало раскрываться творчество
После окончания занятий я поехала домой, где меня уже ждал Вова. В мыслях я всю дорогу прокручивала цифры: сколько нужно будет потратить в следующем месяце? Где взять деньги на приближающийся платеж по ипотеке?.. Муж встретил меня с миской домашнего супа. Мы ели его и плакали. Он терпеливо сидел, а я безумным взглядом смотрела в неизвестное будущее.
На следующее утро на рассвете нас разбудила сильная гроза. Мы посмотрели в окно, и дух захватило от красоты — мы живем в частном доме, и окна спальни выходят на лес. Радио сообщало об авариях, так как водители не справлялись с погодными условиями. Но нам не пришлось никуда ехать — ведь ни у кого из нас не было работы.
Вова налил мне вторую чашку кофе, я поблагодарила и собралась ему сказать, что… Думаю, он ожидал, что я буду просить его как можно скорее заняться своим резюме, начать активные поиски новой работы. Возможно, он думал, что я уже подготовила для него список подходящих вакансий. Но то, что я произнесла, удивило нас обоих.
«Я могу привыкнуть к таким обстоятельствам», — сказала я. Я выросла, считая безработицу главной жизненной неудачей. Но сейчас все казалось каким-то... правильным. Как ни удивительно, мы чувствовали себя в безопасности.
В тот момент в нас обоих пробудились творческие силы. Мы начали черпать вдохновение в окружающем нас мире.
Мне бы очень хотелось, чтобы и другие люди воспринимали увольнение как освобождение, а не как непоправимый урон
Первый день без работы день мы провели, исследуя лес возле нашего дома. Впервые мы не обращали внимания на время: нам некуда было спешить. Следующие дни были ознаменованы визитами наших родственников, подарками в виде еды, овощей, различных заготовок. Друзья предлагали нам краткосрочные подработки, поддерживали, помогали советами.
Тогда я поняла: отсутствие работы не делает тебя изгоем. Это стало для меня важным уроком.
Володя продолжал просматривать вакансии, однако ничего путного не находил. В итоге мы приняли решение, изменившее всю нашу жизнь, — жить за счет ведения домашнего хозяйства.
Мы решили не устраиваться на постоянную работу. Вместо этого за деньги мы помогали соседям с детьми, уборкой и готовкой, рубили дрова, а также продавали то, что росло на наших грядках. Мы увидели, как наша жизнь заиграла новыми красками, когда не нужно было 10 часов в день проводить в душном офисе. Нам точно захотелось, чтобы работа (если ее еще можно так назвать) поддерживала нас, а не истощала.
В итоге мы смогли открыть собственный онлайн-рынок, где до сих пор продаем наши овощи, молочные продукты, мед и эко-косметику. И сейчас мне бы очень хотелось, чтобы и другие люди воспринимали увольнение как освобождение, а не как непоправимый урон.
Ведь теперь я знаю: даже без стабильной работы можно оставаться счастливой: жить рядом со своей семьей и друзьями, строить планы в гармонии с природой, не выезжать на машине во время грозы или гололеда и при этом иметь достаточно еды, чтобы хорошо поесть, и достаточно поленьев, чтобы согреться.