«Каждый раз плачу, когда на меня повышают голос. Как с этим справиться?»
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Наталья поделилась проблемой на форуме Psy:

«Сколько себя помню, каждый раз, когда мне приходилось выслушивать чьи-то крики в свой адрес, у меня сразу начинали течь слезы. Такую же реакцию вызывают моменты, когда мне самой нужно сказать человеку что-то неприятное или сделать ему выговор. Это мешает ужасно. Я перестала сама кому-либо предъявлять претензии. Однако, если на меня повышают голос, сразу начинаю плакать. Я еще даже не успела обидеться, а у меня уже глаза на мокром месте.

Пытаюсь сдерживать себя. Если человек переведет тему, то все нормально. Но если скажет еще хоть слово, то все — почти навзрыд. Ничего не могу с собой поделать. Пытаюсь переключаться на что-то хорошее, представляю приятную картинку, но не помогает.

Случилось вот что. Я давно мечтала научиться петь. Полгода назад представилась такая возможность. Занимаюсь вокалом несколько месяцев. Преподавательница мне очень обрадовалась, говорит, что голос есть от природы, нужно только чуть-чуть поработать.

Все было замечательно до тех пор, пока она мне не крикнула в порыве: «Как бы вдарить тебе сейчас больно-больно, сразу бы взяла ноту!» У меня тогда все будто оборвалось внутри

Стою, отгородилась от нее листком нот, чтобы глаз видно не было, и твержу себе: «Наташа! Прекрати! Нельзя! Хватит! Все хорошо!» Преподавательница сказала еще что-то на эмоциях — тут и полились предательские слезы. Через неделю ситуация повторилась.

Только что я позвонила ей, чтобы договориться насчет времени следующего занятия. Она мне говорит: «Наташ, ты приходи, но только если ты петь будешь, а не плакать. Не хочешь заниматься — не надо». И вот — снова слезы. А меня всего лишь попросили по телефону принять решение и взять себя в руки!

Я никогда не была «плаксой», когда дело касалось, например, физической боли. Мы с братом дрались в детстве: и синяки были, и клочья выдранных волос. И с деревьев я падала, да чего только не было! И ни слезинки! Все взрослые удивлялись…

Думаю о том, почему со мной такое происходит. Меня никогда ни за что не хвалили. Все мои успехи воспринимаются как должное. Но стоит мне оступиться — накидывается вся семья. Скорее всего, это на меня и повлияло…

Как мне справиться с проблемой? Может быть, есть какие-то приемы?»

В комментариях наши читательницы поддержали девушку и предложили свои варианты решения проблемы. Пользовательница под ником nastia10 посоветовала Наталье более четко обозначить личные границы:

«Я не очень понимаю, почему вы считаете, что ваша реакция на психологический удар неадекватна. Слезы — вполне ожидаемый ответ человека на такие слова, как «ударить бы тебя». Ведь вас в этот момент принижают.

Почему вы остаетесь рядом с этими людьми? Надо бежать от преподавательницы и не задаваться вопросами, почему вы плачете. Ищите человека, который в состоянии не срывать свою агрессию на учениках.

Понятно, что повлияла семья, скорее всего, и что ее не заменишь на другую. Нужно показать родственникам, что у вас есть личные границы, за которые заходить запрещено. Вам это сложно сделать, так как границы уже нарушались неоднократно.

Вы пытаетесь понять, как вам быть сильной и не реагировать слезами, в то время как на самом деле вопрос стоит не о вашей реакции, а о том, что вы воспитывались в некомфортной обстановке. Видимо, оскорбления для ваших родных — дело привычное. Настало время что-то с этим делать».

«Тревожное состояние лишь подкрепляется, когда человек негативно относится к своим слезам»

Елена Писаркина, психолог

Подобная реакция указывает на травму и относится к так называемому «замиранию». Это один из механизмов, которые психика задействует в случае опасности и угрозы для жизни («бей, беги или замри»). Это базисный эволюционный принцип защиты, неосознанного уровня, когда психика молниеносно решает, что ей предпринять — бороться, убежать или впасть в ступор. В случае Натальи психика выбирает замирание. Необходимо осознать и принять эту информацию о себе, не нужно бороться с этим.

Договоритесь с собой о том, что вы готовы к такой реакции совей психики, не вините и не критикуйте себя за нее.

Когда вы сделаете это, вы ослабите замкнутый круг, который уже успел сформироваться

Он заключается в том, что тревожное состояние лишь подкрепляется, когда человек негативно относится к своим слезам.

Приведу один пример. Представьте ребенка с большими проблемами с координацией, который впервые пошел на лед, чтобы научиться кататься на коньках. Он может бояться людей, уже умеющих это делать, он еще не знает, что такое равновесие, ему некомфортно. Ребенок оборачивается на взрослого, который его туда привел, и слышит в свой адрес: «Ужас! Еще раз упадешь, и я ударю тебя. Ты должен уметь кататься как все!» Конечно, он с меньшей вероятностью научиться кататься либо будет иметь травмы, связанные с этим обучением.

Поэтому не ждите, что вы будете реагировать иначе, и не «бейте» себя за то, что «упали на лед» (расплакались). Практикуйтесь в этом. Может не получиться в первый-второй-третий разы, но в пятый-шестой психика закрепит альтернативный опыт. И тогда вам станет легче. В десятый раз, если полностью принять ситуацию, у вас начнет получаться выходить из замирания.

Также хотелось бы добавить, что подход преподавателя, описанный в письме, абсолютно не подходит для человека с таким видом травм. Более того, своей реакцией на слезы преподавательница нарушает личные эмоциональные границы клиента. Она будто принимает решения за психику другого человека. Если не сменить подход, то ситуация лишь усугубится.

Елена Писаркина

Консультирующий психолог, ведущий специалист групповой поддерживающей терапии