Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Работала в государственных учебных заведениях, участвовала в проектах помощи детям-сиротам, преподавала в вузах, с 2016 года индивидуальное консультирование, в частности, работа с людьми, пережившими насилие. Любимые методы: МАК, гештальт
Сразу скажу: я начала работу с психотерапевтом, но есть подозрения, что мне также нужно обратиться к психиатру. Мысли о своей смерти преследуют меня с раннего возраста.
При этом бывают, конечно, жизненные периоды, когда я точно знаю: я хочу жить! В такие моменты я удивляюсь тому, что когда-то хотела умереть. Но это быстро и внезапно проходит. Мне не просто плохо в такие моменты, мне невыносимо.
Последствия у этой невыносимости разные. Иногда это просто день, полный тяжелых мыслей. Иногда я наношу себе физический вред, чтобы почувствовать себя живой, настоящей, подлинной. Психотерапевт сказал, что мне следует записывать свои мысли перед такими спадами. Но порой мне совершенно нечего написать.
Подвожу к основной проблеме: стоит ли искать помощь у психиатра? Или лучше сфокусироваться на работе с терапевтом? Я очень хочу больше не бояться самой себя. В последние дни это кажется чем-то несбыточным. Благодарю за внимание!
Елена, 24 года
Вы описываете довольно острое и неподконтрольное вам состояние, это, конечно, повод бить тревогу. Несколько моментов, говорящих о серьезности того, что с вами происходит:
Мысли преследуют с раннего детства, то есть эти перепады состояний являются хроническими.
Внезапность переключений из позитивного в негативное состояние и отсутствие понятной связи между ними (вас удивляет, когда вы находитесь в одном из состояний, что вы вообще способны на те мысли о смерти).
Отсутствие понятных цепочек мыслей (например, вам, видимо, не свойственна катастрофизация — когда минимально неприятное событие воспринимается как катастрофа, также нет триггеров для состояний «спада», и вам не становится лучше, если вы получаете должную поддержку).
Такая невыносимость состояния, что только селфхарм (самоповреждение) оказывается способом почувствовать себя лучше.
Страх самой себя, то есть страх потерять контроль над своим поведением.
Звучит вполне адекватно для обращения к психиатру. Как практикующий психолог, я иногда рекомендую клиентам обратиться к врачу за фармакологической поддержкой, и если такой человек следует моей рекомендации, то психотерапия становится значительно более эффективной.
Лекарства «выравнивают» фоновое состояние, позволяют слезть с эмоциональных «качелей». Уходят перепады настроения, появляется энергия жить, и тогда остается заниматься собственно психотерапией.
Она в свою очередь может иметь разные мишени, и наверняка у вас есть уже сформированные запросы, однако я бы предложила (может, и не в первую очередь) поработать над расширением осознанности в отношении себя и мира, заменой неэффективных способов взаимодействия с людьми на более продуктивные, узнаванием себя и своих особенностей, а вместе с особенностями — и ограничений.
Да, их замечать особенно важно, ведь если не опираться на ограничения, то энергетические запасы будут исчерпываться быстро, подобно слабой батарейке смартфона, а если не воспринимать всерьез необходимость знать свой объем сил и умело обращаться с поиском источников ресурса и вдохновения, то можно снова и снова проваливаться в состояния апатии, бессилия и невыносимости.
Также может быть важным умение обращаться за поддержкой к близким людям, запрашивать ее и получать ее в том объеме и качестве, благодаря которому вы будете чувствовать себя хорошо.
Подытоживая, настоятельно рекомендую обратиться за помощью к психиатру и при этом не бросать психотерапию. Пусть у вас все сложится хорошо!