В 18 лет я приехала с Сахалина в Москву, поступила в университет и сразу после его окончания вышла замуж. И хотя в этом городе я создала семью и нашла друзей, по-настоящему родным он для меня не стал: темп жизни казался слишком быстрым.
Однако я не особенно задумывалась, где бы действительно хотела быть. Сейчас я учу своих детей осознавать, что их делает счастливыми, потому что сама будто бы долго шла по дороге, которую кто-то выбрал за меня.
У меня произошла кардинальная переоценка ценностей: я поняла, что не хочу жить с малышом в большом городе
Все изменилось, когда я родила первого сына. У меня произошла кардинальная переоценка ценностей: я поняла, что не хочу жить с малышом в большом городе. Когда ребенку исполнился год, встал вопрос, где провести лето. Сначала мы хотели снять жилье в Подмосковье, но я осознала, что поездка в мою любимую Италию, которой я тогда была очарована лишь как турист, со всеми сопутствующими расходами стоила бы нам не дороже.
Я выбрала город Абано Терме в провинции Падуя, и наши с малышом каникулы мне так понравились, что и на следующий год решила снять квартиру в этом месте. Тогда же, взвесив все за и против, поняла: хочу, чтобы мой ребенок пошел в детский сад в этом городе, а не в огромном мегаполисе. Здесь есть ощущение безопасности, больше внимания уделяют детям.
Я осталась в стране с просроченной визой. Да, это была определенная авантюра, но так тогда поступали многие, чтобы позже получить статус эмигранта. Мне выпала удача — вскоре вышла амнистия, которая давала возможность иностранцам легализоваться официально.
Помню, как приходилось за двое суток занимать очередь, чтобы успеть отправить документы и попасть в квоты. Мне повезло во второй раз — я получила вид на жительство. Муж первое время продолжал работать в Москве, но вскоре поддержал решение о переезде. Здесь родились двое наших младших сыновей.
Я активно учила итальянский, в чем мне помогло хорошее знание двух иностранных языков и то, что я искренне влюблена в культуру этой страны. Очень скоро удалось найти подработку переводчиком, а позже, когда я уже хорошо ориентировалась в итальянских законах, оказывала соотечественникам консультации по налогам и недвижимости.
Однако по-настоящему Италия мне раскрылась, когда я начала вести
Съемки я считаю своей полноценной работой и, благодаря блогерскому любопытству и желанию показать зрителям это удивительное полотно местной жизни, сама изучаю его глубже. И не перестаю восхищаться тому, как оно соткано: с любовью к каждому бытовому моменту, ведь и в них итальянцы видят красоту.
Я знаю, что такое быть не принятым обществом, как трудно интегрироваться, даже если хорошо знаешь язык
Жалела ли я когда-нибудь о переезде? Нет, хотя мне пришлось столкнуться с оборотной стороной эмиграции. Я знаю, что такое быть не принятым обществом, как трудно интегрироваться, даже если хорошо знаешь язык. При том, что я живу здесь больше 15 лет, понимаю и люблю эту культуру, ко мне до сих пор могут обратиться на «ты», и я чувствую в речи местных нотки фамильярности.
Отчасти это связано с тем, что в девяностые, когда наша страна переживала экономический и социальный кризис, Италию захлестнула волна проституции, и девушки часто приезжали именно из постсоветских республик. Отмыться от этой «славы» будет непросто еще долгие годы.
Я полюбила эту страну. Мне нравится, что именно здесь, вблизи невероятной архитектуры и природы, воспитываются мои сыновья. Я люблю легкий, немного театральный уклад местной жизни. Способность людей превратить банальные жизненные мелочи в искусство: будь то неспешная чашка кофе в уличном кафе, вкусная еда из самых простых, но всегда свежих продуктов, прогулки вдоль средневековых городских аркад.
Вместе с тем я говорю детям, что они всегда будут вынуждены делать несколько больше, чтобы добиться того, к чему с легкостью приходят местные жители. Но при этом у них есть преимущество — в силу разницы культур и знания нескольких языков они могут шире смотреть на мир, оценивать ситуации с разных сторон.
И хотя Москва — город больших возможностей, здесь, в этом социальном укладе и даже климате, мне комфортнее
Многие люди, задумывающиеся об эмиграции, не представляют, какую цену им придется заплатить. Ты представляешь себе определенные трудности, но на практике все оказывается гораздо сложнее.
Эмигрантам есть чем гордиться. Это опыт, который позволяет изучить другой язык и культуру и, самое главное, самого себя. Возможно, в конце концов человек решит вернуться в свою страну, но уже с ясным пониманием, что на родине ему лучше.
Мне же в Италии, как принято говорить, ветер дует в спину. Мне здесь легко жить. И хотя Москва — город больших возможностей, в этом климате, в рамках этого социального уклада мне комфортнее, и я рада, что могу себе в этом признаться.