С самого детства я с трудом учила стихи и совсем не могла выступать перед аудиторией. Школьную программу зазубривала. Учителя видели, что я занимаюсь, к доске не вызывали. Училась хорошо. Потом институт — и снова заучивание. В 25 лет пошла на курсы, чтобы побороть страх выступлений. Учила что-то и отвечала с места. Стала лучше изъясняться, формулировать мысли, а то прежде старалась помалкивать. Однако через два года все вернулось на круги своя. Давно работаю по специальности, но другие к 40 годам накапливают опыт и знания, а я, наоборот, как будто теряю. Когда что-то нужно сделать по работе, приходится искать информацию, читать. Делаю — и опять забываю. С трудом приступаю к новому заданию. Еще плохо запоминаю содержание фильмов и книг. В последнее время близкие стали говорить, что не всегда понимают, что я говорю, приходится переспрашивать. На работе в основном молчу, а если ко мне обращаются за консультацией, сначала читаю, думаю, обсуждаю с другими. Люди рассчитывают на мой большой опыт работы, а я не могу дать ответ сразу, как другие. Что со мной? Иногда думаю, что надо снова пойти учиться, но не могу себе этого позволить в таком возрасте. В профессии огромный опыт, а такое чувство, что я деградирую, самооценка падает, ведь окружающие замечают, что со мной что-то не так.
Ольга, 38 лет
Ольга, сразу хочется отметить вашу целеустремленность и внимательное отношение к себе. Вы человек действия, умеете быть активной, и вам, очевидно, очень важно такой оставаться и впредь.
Хочется вас поддержать, ведь потеря памяти, рассеянность — крайне неприятные симптомы. Вполне естественно, что вам хочется получить некий алгоритм, инструкцию или техники, которые помогут такие симптомы снизить или ликвидировать полностью. Я вижу тут два возможных шага.
Первый — визит к специалисту, который проведет диагностику. Нужно точно определить, в чем проблема, касается ли дело психологии и развития либо работы нервной системы. После диагностики психиатр подберет препараты, которые помогут мозгу вырабатывать нужные гормоны и совершать необходимые действия без напряжения. Также специалист даст вам инструменты, которые вы сможете применять в повседневной жизни.
Мне кажется, очень важно, чтобы вы узнали, что именно с вами, и убедились, что, скорее всего, это не страшно и своим состоянием вполне можно управлять.
Второй возможный шаг — самостоятельные занятия по книгам и учебным пособиям, посвященным развитию памяти. Вы можете ежедневно для тренировки памяти учить языки и стихи, как когда-то в детстве.