Недавно решила узнать свой тип привязанности, и оказалось, он нездоровый. Решила почитать про него — и ответила себе на вопросы, которые мучали меня много лет. Я никогда не могла находится долго в отношениях, потому что наступал период, когда мне надоедал мой партнер. Мне от всего моего окружения становилось тошно, и я оставалась одна, при этом никогда не могла объяснить, что со мной.
Корень этой проблемы в родителях, думаю. Отец отсутствует в моей жизни, у него такая работа. Мать же пыталась мне заменить отца, поэтому воспитывала меня в строгости и недолюбила. Ее отношение всегда было нестабильным: в один день она мне как подруга, в другой день я ей не дочь и я ужасный ребенок.
Мне ни отец, ни мать за всю жизнь не сказали простых слов «я тебя люблю» и никогда не просили прощения. Все начинавшиеся ссоры заканчивались игнорированием меня на некоторое время — причем от всех в семье. А через некоторое время забывалось, другими словами, все шло на самотек.
Меня очень волнует моя проблема, я понимаю, что приношу боль своему партнеру таким поведением, очень хочу избавиться от этого и построить здоровые отношения.
София, 18 лет
София, вы еще очень молоды, и, возможно, ваш тип привязанности сформировался не окончательно. Можно поменять отношение к жизни и людям, которые встречаются на пути.
Вы правы, на многое влияют отношения с родителями. Но теперь, когда вы поняли, что есть качества, которые вас в себе не устраивают, можно попробовать их изменить. Возникает вопрос: как вы определили свой тип привязанности?
Сейчас в интернете много тестов, которые можно пройти самостоятельно. Но лучше обсудить результаты с психологом
Если вы так и сделали, это хорошо. Потому что есть вероятность что-то с чем-то перепутать. Например тревожно-избегающий тип привязанности с подростковой эмоциональной неустойчивостью или с не сформировавшейся до конца идентичностью, или с депрессией. В этом случае также возможны перепады настроения, желание все бросить и быть в одиночестве, чтобы найти новые смыслы.
Но если мы говорим о тревожно-избегающем типе, что же делать? Напомним кратко: это люди, желающие близости, боящиеся ее потерять и одновременно страшащиеся и избегающие ее. Возникает такая привязанность, как вы правильно отметили, часто из-за двойственного отношения родителей: «то люблю, то убью». Поэтому человеку так сложно поверить в искренность чувств, а также проявлять искренность в ответ. Человек ждет перемены в отношениях и часто сам первый охладевает.
Что здесь поможет?
Сознательные практики эмоциональной саморегуляции. Когда вы понимает, что чувствуете в моменте и можете сделать что-то, чтобы не пойти проторенным путем.
Цель данных упражнений
быть открытым для общения;
побороть своего внутреннего критика;
управлять своими эмоциями здоровым и конструктивным образом.
Эмоциональная саморегуляция включает в себя 4 основных пункта:
Сопротивление подавлению эмоций
Выражение своих потребностей и желаний своим близким
Разрешение себе доверять другим
Разрешение себе зависеть от других
Развить в себе подобные навыки довольно сложно, вы можете попытаться поработать над этими пунктами самостоятельно, но я рекомендую вам обратиться к психологу.
Как это происходит?
Вы что-то почувствовали, какой-то дискомфорт, не понимаете, почему, что происходит, хочется сразу все бросить. Не бросайте, докопайтесь, что за чувство вы испытали и почему оно возникло.
Далее, скажите другим, что вас беспокоит и почему. Уважайте свое собственное пространство. Оно вам нужно. Пожалуй, это никогда не изменится. Ничего страшного нет в том, что иногда вам надо побыть одной, а потом вернуться в общество.
Сложно с разрешением доверять другим. Тут важно помнить, что близость всегда основана на доверии, а не на контроле и манипуляции.
И позвольте себе быть зависимой от отношений. Мы все от них становимся зависимы, как только вступаем с кем-то в контакт. Страшно быть отвергнутым и обманутым. Это действительно иногда происходит. Но для того и надо понимать свои чувства, чтобы лучше разбираться в людях, понимать их чувства тоже и меньше ошибаться. В этом также может помочь работа с психологом.