Привет, я Ирена, и я экоголик. Я сортирую мусор, хожу со своей бутылкой воды, не беру пакеты на кассе и люблю поспорить о том, что же экологичнее: экокожа или натуральная. И вот однажды, проснувшись в отпуске еще до рассвета, чтобы пойти с другими экоактивистами убирать мусор на пляже, я подумала: «Что-то мне это напоминает».
Ранний подъем, утренний озноб, темень за окном, необходимость идти куда-то... Потом коллективное служение ради большой общей идеи... И затем ни с чем не сравнимое чувство легкости, радости... И чистой совести. То же самое я испытывала всякий раз, когда ходила в храм на утреннюю службу.
К слову, храмы в моей жизни были разные: я из православной семьи, моя мама отпуску у моря предпочтет паломническую поездку. Я была 12 лет замужем за кришнаитом, который обошел пешком все вайшнавские святыни Индии. Но если говорить о ритуалах и традициях, то и там и там примерно одно и то же: ранние подъемы, групповые духовные практики, аскезы...
В современном обществе, которое неизбежно движется от традиционных ценностей к светским, экология стала для многих новой религией. Людям нужна система, им нужно понимать, что хорошо, что плохо, как поступать правильно, как — неправильно. Нужно спасать душу, отмывать грехи.
Больше всего хочется, чтобы мои единоверцы по зеленому движению не впадали в экологический экстремизм
Экологичный образ жизни предусматривает определенные ритуалы, ограничения, бессребреничество и нестяжательство. Если посмотреть на идеальную квартиру человека, который стремится к zero waste (ноль отходов), то она будет удивительно похожа на келью монаха или йога-отшельника: минимум одежды, металлическая миска, бамбуковая ложка, горчица вместо геля для посуды.
Экология дает чувство единения с одноверцами и превосходства над иноверцами. И конечно, чувство вины, собственной ничтожности, слабости и стремление к недостижимому идеалу: истинно верующий человек всегда найдет в чем покаяться, трушный экоактивист всегда знает свои грешки.
А теперь мне пора сделать вывод из этого психологического инсайта и подвести итог: религия и экология, с одной стороны, делают людей лучше, с другой — раскалывают общество, становясь поводом для кровопролитных войн и крестовых походов.
И мне, как верующему экоголику, больше всего хочется, чтобы мои единоверцы по зеленому движению не впадали в экологический экстремизм, не упивались гордыней и не впивались в глотку тем, кто пока не готов сортировать мусор и разводить дома компостных червей.
Об авторе
Ирена Понарошку — телеведущая, блогер, экоактивист.