Много на свете радостей, но радостнее всего свадьба. На втором месте выпуск из института, диплом. Первое сентября тоже неплохо. Или когда после долгих рассылок резюме и собеседований тебя приняли наконец на работу. А вот день рождения — так себе. Не говоря уже о путешествиях, зрелищах, пирах и играх, дорогих и удобных вещах. Объясню почему.
Моя молодость, да и зрелость, прошли в стране, где радоваться надо было по указанию начальства, это во-первых. А во-вторых, надо было громко радоваться тому, что лично к тебе не имело отношения. При всем уважении к космонавтам и покорителям Енисея, строителям атомного ледокола и чемпионам мира по шахматам, это была слишком уж государственная, масштабная радость. При попытке к ней прислониться сразу чувствовалось, какие жесткие и холодные у нее бока.
А житейских радостей было маловато. В торговле царил тотальный дефицит. Кафе закрывались в 23:00. Съездить за границу было практически невозможно. Поэтому мы учились радоваться всему на свете, вплоть до троллейбуса, который пришел вовремя. Мы создавали радости сами. Принимали гостей и ходили в гости, готовили изысканные блюда из доступных продуктов. Путешествовали по стране, читали книги, слушали музыку, ходили в театр — ну и, конечно, влюблялись напропалую...
Свадьба так волнует потому, что в этот день мужчина и женщина начинают совместный путь к счастью
Потом все переменилось. Мир простых человеческих радостей стал доступен в широком ассортименте и любом ценовом диапазоне. Джинсы, кола, отпуск в Италии и собственный автомобиль иностранного производства — все это перестало быть символом удачи и предметом фантазии, а стало товаром. Произошла революция радости.
И вот тут я заметил, что покупка модной вещи, поход в хороший ресторан и даже увиденные своими глазами Атлантика или Миланский собор уже не так радуют, как могли бы, когда все это было мечтой. Стало ясно, что это всего лишь удовлетворение от обладания, от проглатывания. А то, что мы проглотили — будь то гастрономический деликатес или знаменитый спектакль, — перестает жить своей жизнью и вызывать наши желания. Как птичка, которую съела кошка. Кошка не радуется, она сыто мурлычет.
Радость — это дверь, открытая в будущее. Это планы, проекты, надежды и желания. Свадьба так волнует потому, что в этот день мужчина и женщина начинают совместный путь к счастью. Никто точно не знает, придет оно или нет, но надежда сильна и небеспочвенна. Радостно вступать в новую жизнь, окончив вуз и начав работать. А мне радостно начинать новую книгу.