Психолог, EMDR-терапевт

Моей дочери 17 лет, она в 11 классе. Занимается спортом, участвует в различных конкурсах. Проблема в том, что она не может выиграть. Ее хвалит тренер, хвалят учителя, но в ответственный момент у нее не получается. Тренер говорит: «Ты не боишься проиграть, боишься выиграть».

То же самое в школе: быстрее всех на уроках решает сложные задачи, но на контрольной чего-то не хватает до пятерки. Завершился большой всероссийский конкурс, дочь легко вышла в финал, и опять до победы не хватило несколько баллов.

Она плачет, говорит: «Что со мной не так? Почему не получается победить?» Что делать в такой ситуации? Как ей помочь?

Светлана, 52 года

Здравствуйте, Светлана! Понимаю ваше беспокойство и желание помочь дочери. Давайте попробуем разобраться в ситуации.

Во-первых, возможно, здесь идет речь о проблеме с мотивацией. По закону Йеркса-Додсона с ней бывает две трудности. Первая — когда мотивации слишком мало, вторая — чересчур много.

Скорее всего, девочка в ответственный момент излишне нервничает и придает чрезмерную важность результату. Когда мотивация зашкаливает, гормоны стресса обильно выделяются в кровь, тело перенапрягается, а голова не может ясно думать и производительность неизбежно падает.

Поэтому задача состоит в том, чтобы снизить субъективную значимость соревнований и экзаменов

Объясните дочери, что она — ценная, целостная личность, и с ней все в порядке вне зависимости от отметок и мест в рейтинге. Также донесите до ребенка, что важно не привязываться к результату.

Гораздо более эффективно человек действует, когда сосредотачивается на своей работе, время от времени сверяясь с целью. Потому что результат может зависеть и от других вещей: погоды, настроения преподавателя, состояния здоровья и прочего. Но это не поддается нашему контролю, и переживать о таких вещах — значит жечь энергию впустую.

Вторая причина может заключаться в субъективном страхе победить. Ведь это значит выделиться из толпы, возможно, получить завистников и врагов, оказаться одной на пьедестале. К тому же быть лидером — большая ответственность. Все, конечно, в реальности не так страшно, но на глубоком уровне девочка может переживать о таких вещах. В этом случае лучше обратиться к психологу, который имеет квалификацию работы с бессознательным. Подойдут гипнотерапия, EMDR или ImTT.

И еще одна возможная причина, похожая на предыдущую, — внушенный запрет на победу

К примеру, Стивен Хеллер в книге «Монстры и волшебные палочки» описывает клинический случай, где одаренный мужчина в ответственный момент отказывался от борьбы, не приходил на финальное собеседование или просыпал важнейшие встречи.

Выяснилось, что он рос в семье, где отец имел непререкаемый авторитет, но, к сожалению, был обычным необразованным почтальоном. И в гипнозе мужчина отчетливо увидел, как мать в гневе говорит ему, успешному студенту колледжа: «Даже не пытайся быть лучше, чем твой отец». И этот неосознаваемый запрет влиял на его карьеру и жизнь. В таком самостоятельно сложно разобраться, нужен специалист.

Светлана, я бы рекомендовал начать с первого пункта, велика вероятность, что этого будет достаточно. К слову сказать, используя идею оптимальной мотивации, я когда-то выиграл университетский чемпионат по дартсу. У меня не было амбиций победить, так как я не обладал особыми навыками и талантами в метании дротика, но при этом и не хотел оказаться в конце списка. В итоге я переиграл предыдущих чемпионов только потому, что они перенервничали и перенапряглись. Я же сохранил спокойствие и даже получил удовольствие от процесса.