«Днем менеджер, по вечерам диджей»: зачем нам творческое хобби

О креативности как основе душевного благополучия сказано так много1, что можно утверждать наверняка: если бы у каждого работника в должностной инструкции был предусмотрен поиск нестандартных решений, а руководство ценило буйную фантазию сотрудников, то счастливых людей среди нас было бы куда больше. В реальности для многих спасением становится хобби.

«Благодаря творческим увлечениям мы чувствуем себя авторами, создателями своего мира, независимыми и компетентными, — считает клиент-ориентированный психотерапевт Марина Хазанова. — Придумывая нечто, мы реализуем способности, умения и чувствуем уважение к себе и уверенность перед лицом внешнего мира».

Каждый из героев портфолио создает прекрасное (так, как он это видит) и имеет возможность делиться этой красотой. Играя любимую музыку (Антон), выращивая суккуленты (Наталья) или создавая сложные парфюмерные композиции для свечей (Мона), герои чувствуют гордость и удовольствие от своего мастерства, от признания окружающих.

«Это одна из базовых потребностей, которые хобби позволяет удовлетворять, — замечает Марина Хазанова. — Другая — потребность в принадлежности (в широком смысле). У каждого из героев — к чему-то своему: у Антона — к группе веселых, увлеченных музыкой людей, у Моны — к семейным истокам. У всех есть стремление к корням. И, например, у Натальи оно проявляется буквально — в тяге к земле, к умножению жизни».

Совпадение это или нет, но все они черпают силы в сакральном (огонь, земля, ритм, поющий голос) и сравнивают творческий процесс с трансовым состоянием. Это говорит о приближении к своей целостности. Создавая из разных элементов нечто новое и гармоничное, герои, по сути, противостоят хаосу.

Как понять, что занятие, которому мы посвящаем время, способно раскрыть наш потенциал? Ответ прост.

«Это дело дает ощущение тепла и подлинного эмоционального контакта — и с тем, что я делаю, и с тем, что получается, и с теми, кому я это адресую, — поясняет Марина Хазанова. — Оно влечет к себе, в него хочется погружаться глубже и совершенствоваться в этом волшебстве».

Занятия на досуге не сулят карьерного роста и прибавки к зарплате. Но радость и удовольствие, которые они дарят, наполняют жизнь теплом и придают сил.

«Днем менеджер, по вечерам диджей»: зачем нам творческое хобби

«Свечное дело — это физика, химия и немного волшебства»

Мона, 31 год, эксперт по информационной безопасности

Я люблю живой огонь и запах воска. В детстве у брата моей бабушки была огромная пасека, и аромат пчелиных сот, меда напоминает мне то теплое беззаботное время.

Однажды я увидела, как подруга делает свечи, и решила попробовать. Начинала с использования готовых форм, теперь сама леплю «мастер-модель» и отливаю ее из силикона, чтобы создать свечи, которые я придумала. Это физика, химия и немного волшебства. Процесс похож на медитацию, я внимательно слежу, чтобы воск не перегрелся, выбираю момент, когда добавлять масла.

Простые рецепты не для меня! Даже для тонких свечей я делаю парфюмерные композиции из натуральных аромамасел, из перетертых смол-ладанов. В крупные свечи добавляю травы. Это для меня вдохновляющий ритуал.

Ведь моя работа связана с информационными технологиями и безопасностью крупных систем: по сути, это циферки на экране монитора 24х7 в режиме постоянного аврала. Свечи помогают переключиться с бесконечного потока данных на что-то натуральное, получить осязаемый результат, то, что можно пощупать, понюхать и покрутить с разных сторон.

Свечное дело — путешествие к чему-то древнему и непознанному. Я изучаю свойства трав и масел, узнаю их эзотерическое значение, обращаюсь к сказкам и языческим мифологиям. Мне часто представляется, что я ведунья-травница из глухой деревни или алтайский шаман с веткой тлеющего артыша. Есть в этом какая-то мистика, которая выходит далеко за пределы технического ума.

«Днем менеджер, по вечерам диджей»: зачем нам творческое хобби

«На моих глазах происходит настоящее чудо»

Наталия, 27 лет, врач-кардиолог

Я веду прием пациентов по утвержденным протоколам диагностики и лечения. С одной стороны, процесс монотонный, с другой — стрессоопасный, ведь все люди разные, к каждому надо найти подход и держать себя в руках.

Работа с землей, растениями отвлекает и дает простор для фантазии. Три года назад я искала необычные идеи для своей свадьбы, и меня восхитила свадьба с суккулентами — эти «каменные цветы» показались такими нежными, с насыщенной окраской: розовой, пурпурной. Я решила их сохранить и размножить.

Это невероятно интересное занятие: отламываешь листочек, кладешь на землю — и он сам по себе, без воды, дает корни. Настоящее чудо! Из одной розетки можно получить десять новых растений. И жизни каждого из них ты сопричастен! Забочусь о них, как о маленьких детках, мне не жаль тратить на это по нескольку часов — проращиваю, пересаживаю, придумываю композиции.

Если в прозрачной фигурной форме из стекла или в маленьком аквариуме уложить слоями разные по фактуре и цвету кварцевый песок, камушки, ракушки так, чтобы они сочетались с суккулентами, получаются гармоничные, завершенные картины.

Мне нравится украшать ими интерьер и дарить знакомым. Чувствую гордость от того, что смогла сотворить что-то необычное, что не каждый может. Мои композиции — пусть маленькие, но отдельные миры, в которых я смогла выразить себя.

«Днем менеджер, по вечерам диджей»: зачем нам творческое хобби

«Чувствую себя дирижером, который управляет оркестром»

Антон, 35 лет, менеджер по производству

Винил и диско — моя страсть с юности. Однажды в ночном клубе я видел, как работает диджей. Он стоял на возвышении над танцполом и как будто управлял настроением публики с помощью музыки. А потом я попробовал сам сыграть сет и понял, что это — мое.

Не сразу все получилось — у каждой композиции своя скорость, и треки не так-то просто правильно подогнать, чтобы один плавно перешел в другой и ритм не нарушился. Так что я запасся терпением и учился прямо на публике.

Диджеинг — это свободное общение, свой круг, которого не хватает в офисе. В моей работе нет места фантазии: получаю от клиентов заказы, ищу подрядчика, веду договоры, счета. Моя задача — услышать желание клиента и точно исполнить. Никакой самодеятельности.

Я к тому же неразговорчив, мне трудно завязывать знакомства. А в клубе это просто: нас связывает музыка, пластинки, общие интересы. Мне нравится радовать, удивлять.

Например, после двух часов электроники неожиданно поставить трек малоизвестной советской рок-группы. Или взять вокальную часть из одного трека, ритмическую из другого, мелодию из третьего — запускаю все одновременно, и получается уникальная композиция, которую я никогда не повторю. И мой внутренний подросток в этот момент ликует.

На площадке пробуждается первобытная энергия. В такие минуты чувствую себя дирижером, который управляет оркестром.



1 См., например, «Креативность» Михая Чиксентмихайи (Карьера Пресс, 2013).