Осень, мне четырнадцать, я иду на репетицию — у нас с друзьями своя группа. На лавке понуро сидит человек, ему за двадцать и он кажется мне почти старым, но я хорошо знаю, что значит одиночество, поэтому сажусь рядом. Мы молчим. Я достаю гитару: «Сыграю?» Он кивает. «С девушкой проблемы?» — догадываюсь я, и он снова кивает. Пою несколько песен, он слушает, потом говорит: «Я преподаю на курсах, хочешь послушать?»
Так вместо репетиции я оказываюсь в группе старшеклассников, изучающих программирование. Сажусь перед коробкой с алфавитно-цифровым дисплеем без графики и делаю первое задание: посадка на Луну, рассчитать ускорение. Потом, изменив всего одну цифру, я получаю результат для Марса и Земли.
Старшеклассники смотрят с одобрением, и мне это ужасно нравится. Я не пропустил ни одного занятия. У меня появилась цель: я хотел это знать! Хотя и не подозревал тогда, что это занятие на всю жизнь. Я стал программистом.
Первая сеть, куда я вошел, появилась задолго до интернета. Называлась Фидо по имени собаки ее создателя. Неуклюжее детище своего времени, но я был очарован. Там было много интересных людей, и я знал их лучше, чем в реальной жизни, IRL — in real life, как говорят в интернете, потому что знал их чувства и мысли.
Сеть — место, где можно быть собой без поправок на животные реакции
Когда мы кого-то встречаем «во плоти», наши реакции во многом определяет не личность, а биология: мужчина-женщина, красивый-некрасивый... В Сети можно от этого отказаться: мы существовали, используя буддийский термин, в сияющей пустоте.
С тех пор многое изменилось. Первые хакеры жили под лозунгом «информация должна быть свободной», а сейчас это работа не романтичней выбивания долгов. Сеть перестала быть элитарным клубом и стала частью жизни; выросло не одно поколение тех, кто не мыслит себя вне Сети. Кто-то из молодых сказал недавно: «Что вы можете понимать во «ВКонтакте», в вашей молодости его не было», — им и в голову не приходит, что он откуда-то взялся.
Так в начале ХХ века пилот был сверхчеловеком, а сейчас это просто высокооплачиваемая работа. Но это и есть будущее. Недавно мы сидели на рабочей видеоконференции: Россия, Армения, США, Канада, Индия… Старые призывы к построению лучшего будущего оказались бесполезны. Оно наступило в результате объединения информационных сетей: сегодня можно собрать профессионалов из разных стран и эффективно решить любую проблему в кратчайший срок. Ну, и пиццу я давно заказываю по интернету.
Руслан, 52 года
ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ ИСТОРИИ ДЛЯ PSYCHOLOGIES!
Яркое событие, сильное чувство, новое понимание... Какой день оставил самый глубокий след в вашей жизни? Напишите об этом на day@hspub.ru. Ваши истории появятся на нашем сайте.