Я и физические нагрузки встречались, как Штирлиц с женой в кафе «Элефант». Очень радовались друг другу, но виду не подавали, ибо понимали, что свидания быстротечны и скоро нам придется расстаться. Обстоятельства сильнее нас. Возможно, даже только одного из нас. И у меня на это 5 причин.
- Немощь. Сила, выносливость и стабильность сердечных сокращений — это не мой конек. Хилые сухожилия, небольшой объем легких и тахикардия — вот вечные спутники. Физические нагрузки даются мне тяжело. Могу начать терять сознание от среднеинтенсивных кардионагрузок.
- Скука. Виды упражнений, что предполагают спокойствие и расслабление, без перегруза колен и одышки кажутся мне невыносимо скучными. История, как я уснула на пилатесе, была бы правдой, если бы я просто не ушла после 7 минут пить кофе.
- Гордыня. Интересные занятия, что требуют особых навыков и оборудования (танцы, фитнес на пилоне, каноническое плавание, а не пляжный брасс) очень манят. Но натыкаются либо на немощь, либо на гордость. Специфические умения надо осваивать, развивать и оттачивать. Сразу блистать в позе березки вниз головой на пилоне не получается. Как и просто залезть на него. А я звезда, талантище и просто ужасная лентяйка. Хочу все и сразу.
- Недостаточно хороший стимул. Успехи в спорте благодаря удачным генетическим комбинациям разбивают в пух и прах мотивационную составляющую. Например, я от природы гибкая и хорошо тянусь в разные стороны. Не Ван Дам между грузовиками, конечно, но где-то рядом. Чтобы сесть в шпагат на правую ногу, мне достаточно десятиминутной растяжки в день в течение двух недель. И так было всегда.
- Время. У меня его мало, а тренировки хотят его много. Как и подрастающая дочь. Психологическая практика. Писательство.
Все пять причин монолитной конструкцией противостояли спорту, как Берлинская стена в ГДР капитализму. Но и она рухнула аккурат ко второму году декрета. Постоянная боль в спине от пребывания дочери «на ручках». Обвисший живот после родов. Одышка в погоне за тоддлером. Звонкий хруст в коленях. И еще 3-4 неочевидных симптома. Женщины в интернете и здравый смысл вместе вынесли резолюцию: «Надо заманить спорт в жизнь на постоянной основе». Чтобы на выпускной дочери приехать на лимузине, а не на инвалидной коляске.
Я начала искать комбо-вариант, что за раз убьет всех моих пятерых зайцев-ограничителей. Максимальным потенциалом киллера обладали домашние тренировки. Избрав по отзывам приложение с программой нагрузки, я приступила к упражнениям. Даже закончила самый легкий вариант, что обозначила для себя как «Немощь». Достигла кое-каких результатов, заметных не только мне, но и другим людям.
Решила освоить вторую ступень сложности — «Немощь плюс». Но в игру снова вступили первая и пятая причины. Я начала мухлевать, выполняя упражнения — подтянулись вторая и пятая. Все вместе они призвали третью, и спорт «покинул здание», оставив намеки на кубики и незакрытый гештальт.
Установка на восприятие помогла в телевизоре парикмахерской увидеть небольшой кусок интервью с фитнес-тренером. В тот же день я нашла ее Youtube-канал, а вместе с ним — новый метод ликвидации своего пяти-причинного монстра. Так у меня появилась фитнес-подруга.
Я отчетливо поняла, что нет неразрешимых проблем
Она делилась классными, нетривиальными упражнениями. Подкупила включенностью в процесс — тренер в кадре все делает сама и комментирует шаги. Заманила длительностью и эффективностью тренировки: короткая, по таймеру, без дополнительных нагрузок, кроме веса собственного тела. Разогнала скуку и добавила мотивации: бесконечное количество видео, планка-челлендж, возможность комбинирования коротких упражнений под настроение.
Так, под видом спорта, в мою жизнь пришли отношения с виртуальным тренером-подругой. В ритуальную позу упражнений я стала вставать с радостью. Только, когда хочу. А это теперь происходит часто, практически каждый день. Кто же откажется от полезной и приятной встречи с подругой, возможностью поругаться в экран, когда особенно тяжело.
Кроме хорошего самочувствия, гордости за себя, свое тело, возможности смело надеть любой фасон купальника регулярный спорт дал мне кое-что еще. Я отчетливо поняла, что нет неразрешимых проблем. Главное осознать, где они коренятся, и, старательно анализируя процесс, подобрать подходящий способ для их ликвидации. Неудачи в искоренении связаны лишь с некорректностью выбранного механизма борьбы. Но это можно откалибровать.
Выводы оказались всеобъемлющими, перетекли в воспитание дочери, взаимоотношения с близкими и принципы психологической помощи, там тоже все улучшилось.
Об авторе
Вита Билодид — психолог. Ее