У меня есть привычка разглядывать людей. Я недавно ехала в метро и рассматривала бабушку и внука. А внук разглядывал меня. Бабушка это заметила и демонстративно громко произнесла: «У москвичей есть дурная привычка рассматривать людей вот так (и вытаращила глаза). Это неприлично!»
Послание предназначалось мне, но бабушка не решилась сказать мне это в лицо, а смотрела на внука. Я была совсем не против, чтобы он меня разглядывал, мне был приятен его интерес. Но мальчик тут же съежился и отвел от меня взгляд.
Именно так взрослые обрубают детские творческие интенции по исследованию мира и взаимодействию с ним. Нельзя разглядывать людей, а, собственно, почему? Почему нужно считать недопустимым и неприличным обычный исследовательский интерес?
Если лично в вас внутренний ребенок проявлен слабо, стоит не раз и не два, а много раз показать ему, что он для вас очень важен, и разрешить многое из того, что раньше для него было под запретом. Я предлагаю вам несколько упражнений, чтобы наладить контакт и укрепить позиции внутреннего ребенка. Они взяты из книги «Путь Художника»1 и творчески переработаны моим внутренним ребенком.
Оживляем погребенные мечты
Вспомните, что вы любили в детстве и какие у вас были мечты. Для этого закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Почувствуйте свой центр, дышите в него, а потом войдите в него и очутитесь в детстве. Побудьте там сколько нужно, вспоминайте свои любимые занятия, увлечения, друзей и фантазии. Потом вернитесь в настоящий момент и запишите:
- Пять хобби, которые вам интересны.
- Пять предметов или учебных курсов, которые вам нравятся.
- Пять навыков, которыми вы хотели бы овладеть.
- Пять занятий, которые когда-то доставляли вам удовольствие.
- Пять вещей, которые кажутся вам привлекательными, но делать их нельзя.
«Что бы я сделал, если бы мне все было можно?»
Рассмотрите список из предыдущего упражнения. Это те табуированные действия, которые очень хотел бы осуществить ваш внутренний ребенок. Только не может, так как нет разрешения вашего внутреннего критика. Тот так же, как раньше папа, мама, бабушка или дедушка говорит, что нормальные, воспитанные, приличные, адекватные люди так делать не должны.
Чтобы сломать эти барьеры, препятствующие исполнению желаний, достаточно создать список запрещенных удовольствий. Повесьте этот список на видном месте. Спросите себя: «Почему это нельзя?» Вы же выросли — теперь можете оплатить эти занятия и обеспечить их безопасность. Проверьте, вдруг уже пора действовать?
- Прыжок с парашютом, погружение с аквалангом. Почему нельзя? «Это опасно», — отвечает критик. Но вы взрослый и можете сделать все, чтобы себя обезопасить.
- Танец живота, латинские танцы. Почему нельзя? «Это неприлично», — отвечает критик. Но вы взрослая и хотите демонстрировать свою женственность и сексуальность. Это нормально для взрослой женщины.
- Публикация собственных стихов. Почему нельзя? «Это выпендреж», — отвечает критик. Но вы взрослый, и это ваша ответственность — проявлять самость и предъявлять миру продукты своего творчества.
- Покупка ударной установки. Почему нельзя? «Это громко и нарушает границы соседей», — отвечает критик. Но вы взрослый и можете не только позаботиться о звукоизоляции, но и взять на себя ответственность за вероятные конфликты.
- Поездка на велосипеде по Франции. Почему нельзя? «Это дорого, у тебя нет загранпаспорта, ты заблудишься», — отвечает критик. Но вы взрослый и можете решить все эти проблемы: заработать денег, сделать загранпаспорт и взять с собой в дорогу хорошую карту или навигатор.
Творческая прогулка
Выберите одно из занятий, которое ваш внутренний ребенок любит, и отправляйтесь на творческую прогулку, где он cможет реализовать свое желание.
Балуйте его. По дороге покупайте ему все, что он просит — мороженое, шарики. Подбирайте с земли все, что ему понравится, все, что вызывает его интерес — камешки, монетки, гвозди. Сводите его туда, куда он попросит — на занятие лепкой или живописью, в зоопарк, в музей, на пустынный пляж.
Дайте ему вволю позаниматься тем, что он хочет — рисовать на песке, лепить на гончарном круге, глазеть на людей, гонять по лужам кораблики. Записывайте все творческие идеи, которые придут в голову вашему внутреннему ребенку.
Ходите на творческие прогулки минимум раз в неделю — поставьте их в приоритет и не позволяйте внутреннему критику лишить вашего внутреннего ребенка этого удовольствия.
Поддерживайте любые проявления своего внутреннего ребенка, чтобы он не боялся развиваться. Развитие, а не совершенство — вот что важно. Словом, делайте то, что он хочет, обеспечивая безопасность этих занятий через внутреннего взрослого. И тогда ваш внутренний ребенок начнет фонтанировать творческими идеями и обеспечит вас неуемной энергией для их реализации.
1 Д. Кэмерон «Путь Художника» (Гаятри, 2015).