психотерапевт, кандидат психологических наук, постоянный автор Psychologies, ведущий ТНТ
Весь в себе: как перестать мучиться от собственного эгоизма?

Звонок из Тулы оказался как никогда вовремя…

Свое состояние на прошлой неделе я описал бы так.

Ощущение потерянности, никомуненужности. Раздражительность на пустом месте, ревность, приступы паники и апатии. Обида на весь мир и жалость к себе.

Диагноз — передозировка эгоизма. Это состояние довольно сложно диагностировать самостоятельно, так как к нему быстро привыкаешь. Время идет, и, кажется, ничего не изменилось, но если вспомнить себя пару месяцев назад или спросить у близких, разница становится очевидной. Куда-то уходят свежесть восприятия мира, радость проживания момента и легкость бытия.

Лифт застрял между этажами, и я внутри. Мне страшно, кнопка вызова не работает. Лифт называется Эго. Вообще, с этим эгоизмом у меня большая путаница. С детства. Хотелось бы раз и навсегда понять: хорошо быть эгоистом или плохо и как наконец перестать мучиться на этот счет?

От эгоизма буржуазного к разумному

Сначала (в советских детстве и юности) мне говорили, что эгоизм — это отвратительно. Что всем надо делиться со всеми. Конфетами, книгами, деньгами и т.д. Эгоистами называли в кино неприятных типов, которые думали только о себе, по-мещански тащили все в дом, а в конце из-за них взрывался завод или убегали бандиты, и все общество выражало им железобетонное осуждение. Мне — пионеру — не хотелось быть буржуазным эгоистом, поэтому я научился скрывать свои желания. Сначала от окружающих, а потом и от себя самого. Мне казалось постыдным хотеть чего-то материального только для себя, когда вся страна, недоедая, строит коммунизм для всех.

Тогда слово «Фрейд» не было ругательным, оно было скорее вызывающим, таким как «секс», «эмигрант» или «еврей». Но именно в связи с именем основоположника психоанализа я впервые узнал другие слова — Эго, Супер-Эго, и т.д. и т.д. Впервые для меня эгоизм преподносился не как отвратительное качество, а как нормальное свойство человеческой натуры, оберегающее «Я» от воздействия внешнего мира. Позже я узнал, что существует разумный эгоизм, когда человек сознательно выбирает приоритет своих личных целей над любыми другими, и это, типа, круто. Потом не стало советской страны, и я окончательно запутался.

От просто желаний к желаниям осмысленным

Предположим, разумный эгоист считает свои цели приоритетными. А все ли цели хороши? Надо ли достигать их все или выборочно? Надо ли стремиться удовлетворить все желания? Прямо вот все-все?

У меня есть позитивный опыт в психологической реабилитации инвалидов после серьезных черепно-мозговых травм и пребывания в длительной коме. Однажды меня пригласили работать с таким пациентом. Это был красивый мужчина, чуть за 30, успешный бизнесмен. Ночью на своем автомобиле на большой скорости он въехал в неосвещенную фуру, стоявшую на обочине. И оказался надолго (если, увы, не навсегда) прикован к инвалидному креслу, не мог ходить и говорить. Физилогические отправления работали нормально. Про таких цинично говорят: «овощ».

Самые счастливые вещи приходили в мою жизнь незапланированно, когда я делал что-то новое и ничего не ждал

Клиент по моему профилю. Я начал работать. Важно было за что-то зацепиться, чтобы «раскачать» его. Проще всего было присоединиться к желаниям Алексея (назовем его так) — тем, что сохранились. Он любил яблоки. Часто знаками просил их у родителей. Я клал пред ним яблоко на стол и ждал реакции, когда у него созреет мотив взять яблоко самостоятельно. Сначала Леша долго просил глазами, потом начинал медленное движение рукой в сторону яблока, напряжение нарастало, вот-вот он должен был дотянуться до своей цели…

В это время появлялся любящий родитель (папа или мама), наблюдающий, как «мучается» дитя, и по доброте душевной вставлял яблоко в руку ребенка.

Объяснять что-то этим замечательным людям (преподавателям МГУ) было, к сожалению, бесполезно. Они буквально душили сына собственной опекой. Они были настолько опьянены горем, что не слышали моих доводов. А может быть, горе здесь ни при чем. Им хотелось дать своему сыну все, предугадать все желания, даже те, которых нет. Отец даже возил к нему проституток несколько раз, которые физиологически успешно (со стороны Алексея) исполняли свою работу.

Этот случай показал мне, насколько важны осмысленные желания, ведь именно они делают нас людьми, формируют наши цели и заставляют двигаться к ним. Чем недоступнее цель, тем больше должен быть мотив ее достижения.

Когда желания становятся одержимостью

Почему-то прямо сейчас вспомнил про капитана Ахава*. Помните? Есть желание — месть. Есть цель — белый кит Моби Дик. Практически недостижимая. Есть мотив, мощнейший и разрушительный, — убить врага (реального или мнимого — не важно). Но и есть одержимость, которая убивает самого капитана Ахава и всю его команду.

Вот в этой точке эгоизм и превращается в болезнь: когда появляются одержимые желания. Овладевающие всем существом. Когда я точно знаю, каким должен быть результат, и не допускаю никаких вариантов. Я начинаю самоотравление. Симптомы — в начале текста.

Девушка не любит меня так, как я хочу, продюсер не отвечает мне тогда, когда надо, не принимает «на ура» все мои сценарии, друзья — они вообще не друзья, — разве они не догадываются, КАК надо дружить со мной? Список можно продолжать бесконечно.

А еще. Делаешь, делаешь то, что считаешь правильным и нужным, выполняешь сложнейший проект, необходимый (и денежный), и вот работа сделана, деньги получены, договор подписан, все довольны, а радости почему-то нет.

А бывает, просто отвлечет тебя что-то от того, что хотел больше всего на свете, и ты не можешь даже вспомнить, чего же ты там желал так страстно и неистово?

Поставить эгоизм на паузу

Правда в том, что я не знаю, что мне нужно. Самые счастливые вещи приходили в мою жизнь незапланированно, когда я делал что-то новое и ничего не ждал. И удовольствия я получаю гораздо больше от процесса, чем от результата.

Где-то прочитал, что счастье — это реальность минус ожидания. Заметьте, не желания, а именно ожидания. Если я не могу изменить реальность (а никто не может), то единственное, что остается, — это снизить ожидания, а еще лучше совсем отказаться от них. Так делают буддисты, например, просто воспринимая без обдумывания окружающий мир.

Я ничего не могу сделать со своим эгоизмом. Я не могу его отрезать или выбросить. Он как рука, сердце или цвет глаз. Я даже не могу сделать его меньше.

Единственное, что я могу, это увидеть его проявления в своем ежедневном самоанализе и проверить истинность своих предположений с помощью другого человека.

А еще могу поставить собственный эгоизм на паузу.

Я — эгоист: помогать другим полезно мне самому, и я это знаю

Это происходит, когда я бескорыстно помогаю другим. Собственно, только это и помогает мне выйти на время из собственной головы и перестать вздергивать себя на дыбе, обижаясь на весь мир за то, что он живет своей жизнью.Я, например, регулярно бесплатно помогаю химически зависимым людям.

Об этом и был звонок из Тулы — меня приглашали выступить на семинаре для алкоголиков и наркоманов и рассказать о возможных методах решения проблемы. Я согласился, хоть ехать и не хотелось, весь день в машине — 400 км туда и обратно. Я не знаю, насколько я был полезен этим людям. Могу только догадываться. Но знаю, что это нужно в первую очередь мне самому, нужно моей душе, чтобы не раствориться в серной кислоте одержимости собственной персоной. Как правило, именно в эти моменты раздаются самые нужные звонки. Важно только успеть сказать «да» на предложение судьбы, а не отказаться, привычно отмахнувшись. Еще я чувствую в это время, когда бесплатно работаю с другими, как становлюсь настоящим, без масок и ожиданий.

Сегодня пригласили на подобный семинар для зависимых в Москве. Я согласился, хотя для этого и пришлось отказаться от запланированного неделю назад футбола с друзьями.

Я — эгоист: помогать другим полезно мне самому, и я это знаю. Бескорыстие — штука выгодная. Как-то так.


* Главный герой романа Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит».