Само название возникло благодаря шотландской игре «Трансформация», придуманной больше 30 лет назад. Игроки «проживают» этап жизни и смотрят, как они себя ведут и реагируют в разных обстоятельствах. И, осознав и проанализировав, пробуют это изменить.
Но самой первой игрой, отслеживавшей жизненные стратегии, считается древнеиндийская «Лила». На доске (пути духовного развития) встречались жалящие змеи — символ грехов, страхов, сомнений, — отбрасывающие игрока назад. И лестницы, по которым он мог проскочить вперед, оказываясь в новом поле с определенным философским наполнением. В процессе путешествия участники обнаруживали закономерности в случайностях. В этом алгоритме, по мнению автора трансформационных игр Антона Нефедова, заложен их базовый механизм.
Psychologies: Чем эти игры отличаются, например, от «Монополии», где несколько игроков так же бросают кубик, перемещаются по полю, приобретая блага или теряя их?
Антон Нефедов: В трансформационной игре три ключевых составляющих: игра, мастер (ведущий) и игроки. В «Монополии» же, которая считается развивающей, нет мастера, нет рефлексии, нет просмотра стратегии. Есть игроки, которые скупают домики или бизнес, их цель проста — стать богаче.
В чем ценность присутствия в игре мастера?
Мастер поддерживает игрока в осознании того, что, почему и зачем произошло, помогает увидеть его модели поведения: когда я вот так поступаю, со мной происходит вот это. Например, по ходу игры я прошу взаймы, и меня отбрасывает на пять шагов назад. А когда я искренне предлагаю другим бартер, на меня сыплются подарки от Вселенной.
В жизни мы ведем себя так же, как в игре, но не замечаем стратегий, а на игровом поле они сразу проявляются. Для меня смысл игры в том, чтобы помочь участникам увидеть ресурсные стратегии. Иногда у них случаются такие инсайты, как после пяти сессий у психолога.
Как устроено игровое поле?
Есть настольные игры, но есть и такие, где сами игроки превращаются в фишки, передвигаясь по полу или земле. В онлайн-версиях экран компьютера становится доской. Сейчас в нашу сферу пришло много эзотериков, которые нарисовали на поле 7 чакр, дали игрокам кубик и карточки и сказали: «Это трансформационная игра». Нет, это не так. У трансформационной игры есть задача и алгоритм, как ее решить, это игра со смыслом. Человек приходит за каким-то изменением в жизни.
На старте нужно сказать другим игрокам: я есть. Казалось бы — чего проще? Но иногда на этом месте у участника застревает ком в горле
Здесь каждый пазл должен быть на своем месте, и если я подвину какой-то элемент поля, то механизм не будет работать так точно. Мне нравится метафора: если я надену сначала ботинки, то носки надеть уже сложно. Так и здесь, один этап строго вытекает из другого и на каждом должны происходить определенные процессы, и никак иначе.
Обязательно ли мастер игры должен быть психологом?
Не обязательно. Я даже одно время давал скидку на обучение на мастера тем, у кого нет базового психологического образования. Проще научить заново, чем переучить. Часто психологи в игре — и это наш Рубикон, который мы вместе преодолеваем, — пытаются копать глубже, давать интерпретации, «досунуть» игроку еще карточку для полного инсайта, раскопать его боли и травмы. А задача игры в другом: дать участникам возможность расслабиться, отдохнуть, порадоваться и что-то играючи узнать про себя.
Иначе это уже не игра, а психотерапия с игровыми методиками. Хороший мастер поможет игроку увидеть ресурс и сумеет удержать баланс между игровым наполнением и терапевтичным. Если сделать слишком веселенькую, релаксовую развлекалку, то можно забыть про смысловую начинку, про запросы, навыки, задачи.
Хорошо, если мастер имеет какой-то профессиональный или жизненный, но уже осознанный и переработанный опыт: да, у меня было вот так, но это не значит, что у тебя будет то же самое. Хороший тренер не натягивает свою карту на чужой глобус.
С какими запросами чаще всего приходят игроки и как быть тем, у кого их нет?
Каждая игра создается под разные цели, и от этого зависят запросы. Например, в игре на тему здоровья запросы об этом — понять, почему я все время болею, или избавиться от конкретных проблем. Есть прямые запросы: хочу выйти замуж, стать богаче, похудеть (это три самых популярных), открыть бизнес, помириться с другом. При косвенном запросе участник чувствует, что какая-то сфера жизни для него горячая, но определенности нет.
Есть на рынке небольшое количество игр без запроса. Но я уверен, должна быть точка входа в информационное пространство. Иногда игроки стесняются произносить вслух — например, в моей игре «Путешествие героини» мы как раз работаем с запросами, которые не озвучивают. Я предлагаю записать их на бумажке, спрятать в карман, да хоть съесть. Совсем без запроса играть можно, но осторожно: скорее всего, «об игру» будет зеркалиться вся жизнь, никогда не знаешь, откуда тебе прилетит. И «прилетает» иногда очень сильно.
Что значит «прилетает»?
Приведу пример. В «Путешествии героини» на старте нужно войти в игру, сказав: «Я есть». Казалось бы — чего проще? Но иногда на этом этапе у участника застревает ком в горле. Или начинается сопротивление: «Я жена, я мать, я профессионал, зачем это говорить?» Некоторым так сложно дать себе место — на поле и в жизни, без всякой социальной роли, что это простое действие вызывает бурю эмоций. И для многих уже на первом шаге происходит инсайт.
Или мне говорят: «В этой сфере у меня все о’кей, я поиграю в другой». Был случай в «Путешествии героя» — мужчина озвучил запрос: «Хочу расширить бизнес, чтоб было больше денег». По правилам в качестве фишки нужно взять личную вещь. «У меня ничего нет». Говорю: поищи в карманах. Он достает скомканную старую бумажку и начинает ею играть.
В механизме игры заложено обнуление — этап, когда герой зашел не туда и его, метафорично, «жизнь» останавливает и отрезвляет — отдохни, подумай. И после этого нужно менять фишку. Он разворачивает свою бумажку, а там истрепанный чек на обручальные кольца от первого брака. «Это что же, я столько лет таскал его в кармане? Так я пришел сюда не про бизнес играть, а чтобы разобраться в отношениях?»
И вот тут ему «прилетело». Он был в шоке. У него, оказывается, столько сил и энергии уходило на борьбу с бывшей женой, на дележ имущества, что бизнесу просто невозможно было расти.
Мистика просто! Но ведь игрок не знает, какую он карту вытянет, сколько выпадет ходов на кости...
Нет никакой мистики. Я не маг, не чудотворец, не колдун, у меня нет задачи быть экстрасенсом и с помощью игры предсказывать будущее. Игра — это процесс самопознания. Играющий всегда вытащит «ту» карту. На самом деле не важно, какую именно. Меня часто спрашивают: почему в трансформационных играх нет описания смысла карточек? Ни карты, ни кубики ничего нам не говорят. И мастер не будет интерпретировать.
Если вы получите карту «Сделай три шага назад», мастер не скажет: «Ага, ты как-то не так себя вел!» Мастер спросит: «Что ты чувствуешь? Как тебе это?» Мы живем в убеждении, что если я вижу что-то, то и другие должны это видеть. Но это не так — и это часто мощный инсайт на моих играх. Мы с вами смотрим на одну и ту же карту, и каждый видит свое. Выходят участники с игры: «Боже, люди такие разные! То есть дома жена тоже может видеть по-другому. Так вот почему мы вчера ругались!»
Одна интеллигентная участница, никогда не употребляющая мат, вытащила карту: рельсы, а над ними девушка. Обычно ее интерпретируют как что-то про Анну Каренину — все плохо, нет смысла жить. Я про себя отметил: «Эта дама точно увидит Каренину». И тут она с матюгами восклицает: «Ух ты ж ***, так я еще и над рельсами летать умею?!» Стол лег от смеха.
Это пример, который я рассказываю на всех мастер-классах по метафорическим картам: каждый видит свое. И инсайты у каждого будут в определенный — только для него подходящий — момент.
Но инсайтов может и не быть?
Трансформационная игра — это не панацея, но, как и любой психологический, коучинговый инструмент, она дает возможность посмотреть на себя с разных сторон. И я не знаю более доброго, бережного способа узнать себя. Игра не будет за вас решать. И если не подошла одна — пробуйте дальше. Ведь идеология пробования нового, поиска своего — это в целом про жизнь.
Об эксперте
Антон Нефедов — автор и обучающий тренер трансформационных игр.