1. Говорить правду и ничего кроме правды
Лгать пациенту не только унизительно, но и совершенно бесполезно. Больному нужно 15-20 минут и мобильный интернет, чтобы уличить врача в элементарной лжи. Обмануть пожилого человека несколько проще, но тоже сложно: у этих людей есть свое комьюнити, где они обмениваются информацией и докапываются до правды.
Осознав обман, пациент может экстраполировать ситуацию на всех врачей без исключения и совершенно перестать им доверять — в ряде случаев это впоследствии стоит ему жизни.
2. Дать полную информацию
О диагнозе, предстоящей операции, исходе и прогнозе заболевания, рисках и осложнениях. Это не только юридически необходимо, но и элементарно просто. Пациент должен понимать, что с ним происходит, что и зачем планируется делать, чего от этого ждать.
Отнимать право человека на объективное знание собственной проблемы — совершенное скотство
Говорить нужно хладнокровно, без патетики и заламывания рук, доступным языком, по возможности — с юмором. С онкологическими пациентами надо избегать трагических интонаций. Сострадание — это не слеза в голосе, а понятные действия.
Когда пациент видит, что хирургическая бригада, например, осознает риски операции и знает, как действовать при реализации этих рисков, он гораздо спокойнее спит.
3. Никогда не прятаться от тяжелых разговоров
Это очень трудное дело, потому что врач постепенно сам выгорает от сложных диалогов. Тем не менее пациента нельзя «кормить завтраками» про то, что навсегда парализованные руки задвигаются или ультразлокачественная, тотально неудаляемая опухоль на самом деле киста (как любят говорить некоторые, «полип»).
Если человек открыто спрашивает «Когда я умру?», надо так же открыто рассказывать правду
Отнимать право человека на объективное знание собственной проблемы — совершенное скотство; это его тело, его судьба, его жизнь и смерть, а мы допущены к этому знанию лишь в силу полученной профессии (то есть мы за это получаем деньги, а потом на них покупаем еду и бензин).
4. При первом разговоре избегать стоп-слов
К таким словам относится, например, слово «рак». Лично я при первом общении избегаю этого термина, заменяю его на синонимы — мне кажется, что пациента можно сразу так шокировать, что он перестанет сотрудничать на долгое время, замкнется в плену страшного слова.
Обвинять человека в собственной глупости или неудаче негуманно и неконструктивно
Это чисто человеческая штука, связанная с речевыми оборотами: ведь диагноз «диабет» иногда страшнее диагноза «рак», но от диабета в окно никто не прыгает. Когда человек оправится от первого потрясения, можно называть вещи своими именами.
5. Прямо отвечать на прямые вопросы
Если человек открыто спрашивает «Когда я умру?» или «Будет ли мне больно?», надо так же открыто рассказывать правду. У больного может быть масса нерешенных жизненных вопросов, включая кредит, жену-любовницу, детей-оболтусов, и он должен понимать фронт работ.
При ответе на такие вопросы следует оперировать клинически доказательной информацией, выражаться процентами, сроками пятилетней выживаемости, шкалами качества жизни. Таким образом, чтобы случайно не соврать, надо постоянно читать научные статьи и владеть обновляющейся информацией.
6. Никогда не обвинять
Некоторые пациенты до прихода к нам ведут себя до такой степени деструктивно, что их и вправду хочется поколотить, или резонно спросить: «А вы, милейший, чего теперь от меня хотите?» Тем не менее, обвинять человека в собственной глупости или неудаче негуманно и неконструктивно: теперь-то какой толк, когда он уже пришел к тебе?
Серьезная болезнь — это проблема нескольких людей
Да, он глупый, вырастил огромную опухоль, спустил все деньги на шамана и гадалку, прежний его врач — дурак, а жена его — базарная женщина. Ну ничего, значит, надо лечить такого, которого послали.
7. Назначать антидепрессанты
И при необходимости сразу приглашать психиатра. У тяжелобольных людей почти поголовно есть депрессия. А в каком, собственно, состоянии должен находиться страдающий человек — прыгать, как мишки Гамми?
8. Выяснить, с кем можно обсуждать его диагноз
Если пациент совершеннолетний, в сознании и вменяем, надо выяснить, можно ли обсуждать диагноз с родственниками, и если можно, то с кем именно (почему-то этот пункт почти всегда игнорируется).
Серьезная болезнь — это проблема нескольких людей, иногда нескольких десятков людей. Они должны понимать реальность, готовиться к временным, организационным, финансовым затратам.
Пациенту после операции надо положить в руку телефон и дать возможность позвонить близким
Надо понять, кто именно из близких «организатор лечения» — иногда это совсем не сын/муж/мать, а какой-нибудь двоюродный дедушка, первая жена или далекий друг. В то же время необходимо понять, с кем диагноз обсуждать нельзя, сославшись на правовое понятие врачебной тайны.
Неосторожные слова могут привести к самоубийству родственника или самого пациента (такие случаи широко известны). Сказать правду не тому, кому надо, обременительно для кармы: ваш пациент может уже давно умереть, а члены семьи вас будут проклинать до седьмого колена.
Пациенту после операции надо положить в руку свой мобильный телефон и дать возможность позвонить близким. Я не знаю, как это работает, но иногда помогает не хуже интенсивной терапии.
9. Все разъяснять
Объяснить основные организационные мероприятия: например, если заболевание будет сопровождаться хронической болью, пациент должен понять, что надо встать на учет у онколога по месту жительства, чтобы получать наркотические обезболивающие.
Пациенту надо внушить хотя бы базовые представления о том, что делать
Пациент, сталкиваясь с жестокой и бесчеловечной системой оказания (неоказания) помощи на послегоспитальном этапе, совершенно беззащитен и растерян: ему надо внушить хотя бы базовые представления о том, что делать.
10. Не запрещать курить
И под конец еще одно личное наблюдение (на суд коллег): не запрещать злостным курильщикам сразу после онкологических операций курить.