Трудно современному человеку. В одно его ухо мурлычут психологи всех мастей: «Человек! Прими себя таким, какой ты есть!» В другое ухо нашептывают всевозможные коучи: «Меняйся и достигай большего!» Лозунги эти прямо противоположны — в том смысле, что то ли я уже и так достаточно хороший и надо только это понять, то ли я все-таки недостаточно хорош и надо срочно меняться. И тут уж либо выбирать, на какое ухо глохнуть. Либо шизофрения.
Но есть, как мне кажется, подход, не ведущий к неминуемой инвалидности. Все дело в том, что лозунги эти, будучи по сути своей благими и полезными, но повторенные миллион раз из каждого утюга, превратились в фетиши, в самоцели. Но ни принятие себя, ни техники достижения не являются основными ценностями здоровой жизни. Кошке не нужно принимать себя. Дельфину не нужно ничего достигать.
Согласитесь, глупо молиться молотку или по 40 раз повторять перед зеркалом «пианино». Все куда проще. Нужно забить гвоздь — взяли молоток. Душа запросила музыки — сели за клавиши. И принятие себя, и возможность меняться — это только наши инструменты. Как их использовать и для чего – вопрос открытый. И это, конечно, личный выбор каждого.
Верным будет также сказать, что во многих практиках принятие себя — начало пути к изменению. Гештальт-терапия, например, базируется на парадоксальной теории изменений Арнольда Бейссера. Суть ее в том, что изменения с человеком происходят тогда, когда он становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда пытается стать тем, кем он по сути не является.
Эйнштейн говорил, что мы все гении, но рекомендовал не оценивать рыбу по ее умению влезать на деревья. Соответственно, ключевым моментом в принятии себя становится исследование себя — а какой я есть на самом деле? Что я умею? Что я люблю? Чего хочу?
Важную роль в таком самопознании играют чувства. Именно чувства наиболее коротко, быстро и, что самое важное, правдиво дают понимание, где нам хорошо, а где плохо, где комфортно, а где опасно, где мы остаемся собой, а где наступаем на горло собственной песне.
Принятие в себе теневой стороны связано с переживанием и проживанием огромного количества вины и стыда
В общем, «принять себя» — это скорее узнать себя, чем совершить некое усилие, а возможно даже насилие над собой. Узнать в мелочах и нюансах, то есть стать более внимательным к себе. Следует также предупредить, что полноценное «принятие себя» — это не только позволить себе поваляться на диване лишний часик или слопать лишний килограмм плюшек без чувства вины и угрызений совести. Хотя это тоже важно!
Но в том числе это еще и принять в себе всю свою теневую сторону — и свою слабость, и свою подлость, свою низость, свою жестокость... Причиненную кому-то боль... Все то, за что стыдно. Все то, что уже не исправить, не вернуть, не склеить.
И вот тут иногда начинается самое интересное. Кто-то принимает свою подлость вот так — «Это вообще не я!» Кто-то принимает свою жестокость вот так — «Да разве ж это было больно? Вот так — больно!» Кто-то принимает свою подлость эдак — «Ну да, вот такой я негодяй!» Кто-то принимает свою низость со словами «так мир устроен». Но это все не принятие. Это отрицание.
Таким принятием можно себя насиловать до бесконечности. Но самое большее, что получится, — это затолкать свою темную половину поглубже в чулан и повесить на него амбарный замок. Помогает ли это? Вопрос! На мой взгляд, отрицание целой половины себя точно не делает человека счастливее. Такое «счастье» сразу видно — по истеричным манерам, по вспыльчивости, по излишней, неадекватной восторженности, по неискренности и подозрительности.
Принятие в себе теневой стороны связано с переживанием и проживанием огромного количества вины и стыда. Процесс очень непростой и, мягко говоря, не самый приятный. Потому и в религиозных практиках, и в психотерапии это всегда процесс, требующий помощи, внимания и поддержки другого человека.
Внимания — потому что часто мы сами не видим свою Тень, на то она и Тень. Поддержки — потому что именно она помогает смотреть на свою негативную сторону смело и прямо, а без нее велик соблазн не соприкоснуться со всем тем неприятным, отвратительным или постыдным, из чего и состоит Тень. Ну, и помощи — потому что только помощь другого позволяет нам выбраться из глубин отчаяния и нигилизма, куда мы порой погружаемся, изучая собственную Тень.
Поделюсь в завершение одним сказочным, но, как мне кажется, весьма действенным заклинанием, подсмотренным у Ганса Христиана Андерсена: «Тень, знай свое место!»
Об авторе
Евгений Тумило — гештальт-терапевт.