«Старые» деньги vs «новые» деньги: почему «понты» выдают комплекс неполноценности
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Советское наследие

Не претендуя на истину в последней инстанции, опираясь преимущественно на наблюдения из личной жизни и качественный анализ семейных историй клиентов, принадлежащих к советским элитам, партийно-номенклатурным, академическим, творческим, могу выделить ряд психологических отличий взаимоотношений с деньгами.

Особенности «старых» денег, денег, чья история в конкретной семье насчитывает не одно поколение, напрямую связаны с ядром социальной идентичности. «Старые» деньги стали плотью и кровью своих хозяев, «новые» только в процессе врастания.

Недавно заработанные деньги — это прежде всего про социальную кожу, маску, которую стремятся во что бы то ни стало предъявить миру, дабы окружающие узнали об их наличии, восхитились и пали к ногам счастливого обладателя дорогих часов, машины и прочего.

Предварю личные рассуждения выдержками из социологических исследований психологии советского человека, которые подтверждают мои предположения относительно преобладания в подсознании чувств вины и стыда за деньги как у выходцев из советских элит, так и у «новых» русских.

И. Г. Дубов в статье «Феномен менталитета: психологический анализ» («Вопросы психологии», 1993) отмечает наличие внутреннего конфликта у советского человека, которому, с одной стороны, свойственно «невыделение» себя из «мы», а с другой — стремление к власти и повышению статуса.

Развитие предполагалось преимущественно за счет перемещения из одной социальной страты в другую и не подкреплялось личностным ростом, стремлением к индивидуации, познанию себя. Инакомыслящие подвергались гонениям со стороны советской власти.

В девяностые у меня случился неудачный проект в РСПП «Психологический портрет промышленника и предпринимателя России XXI века». Члены палаты отказались заполнять тесты, весьма поверхностные, к слову, несмотря на письмо за подписью председателя палаты. Обсуждая с профессором факультета психологии МГУ рабочую гипотезу исследования, услышала следующее: «Рабочая гипотеза тут одна. Кто-то поднялся за счет того, что <подхалимничал>, а кто-то — «давил». Личный опыт общения с номенклатурой подтверждает выкладки И. Г. Дубова.

Авторы книги «Простой советский человек» на основании крупномасштабного исследования, проведенного в 1989 году ВЦИОМ на репрезентативной выборке, делают выводы об универсальной простоте советского человека.

Его «стержень»  — в стремлении «быть как все», простая забота о выживании и привычка довольствоваться малыми радостями. Опять же в памяти всплывает фраза уже из студенческой молодости одного из иностранных студентов МГУ: «Ваше счастье, что вы не понимаете, насколько вы бедны».

В таких условиях, по утверждению авторов «Простого советского человека», между простым народом и простой властью исчезает звено социальной идентификации. Что закрепилось в устойчивом выражении: «Ты — начальник, я — дурак, я — начальник, ты — дурак».

В. Н. Подопригора, Т. Н. Краснопевцева в статье «Русский вопрос в современной России» («Вопросы философии», 1995) также отмечают противоречивость в социально-психологическом портрете советского человека.

Сочетание высокого уровня развития интеллекта и низкого уровня бытовой культуры. Сообразительность, коллективизм в противовес низкому уровню правового сознания и способности с легкостью и ловкостью обходить запреты и правовые нормы государства. Преклонение перед всем западным, с одной стороны, и обесценивание — с другой.

Советский человек не был амбициозен, с неодобрением относился к достижениям других, считая привилегии и бонусы неправедно нажитыми. В советском обществе не было принято открыто демонстрировать наличие денег, недвижимости. Спецобеспечение прилагалось к должности и осуждалось в частной собственности.

Дети, внуки социально развивались в первичном бульоне двойных стандартов: с одной стороны, привилегированное положение за счет специального распределения, служебных квартир и дач в элитных районах, с другой — декларирование равенства всех советских людей, искренняя вера в торжество коммунизма на всей Земле.

Поэтому у детей, внуков советских элит двойственное отношение к деньгам. Желание и обладание привилегированным положением противоречило общественным и приватным установкам при демонстрации равных возможностей в обществе развитого социализма.

Номенклатурные родители стремились к власти, социальному статусу в первую очередь, материальные блага были вторичны

В современной России власть нужна не ради самой власти, а ради открывающихся возможностей обладания материальными благами.

Некоторые из моих клиентов были биты одноклассниками в обычных школах на окраинах Москвы, потому что обладали вещами, которых не было больше ни у кого. Родителям, беззаветно служившим Родине и коммунистической партии, не приходило в голову обезопасить детей, поместив их в привилегированные условия, соответствующие статусу.

Это к вопросу о преемственности поколений. К сожалению, с кросс-культурными травмами нашей страны очень сложно сформировать традиции, культуру денег и потребления.

Старые деньги: без лишнего шума

Тем не менее отличительной особенностью личности детей советских элит является устойчивое ядро социальной идентичности принадлежности к высшему обществу.

Но социальная маска, персона, которая предъявляется обществу, носит более чем демократический характер. Они стремятся не выделяться из толпы, декорировать внешние признаки принадлежности к власть имущим серыми, невзрачными одеждами. Не только потому, что так воспитаны, но еще и потому, что испытывают чувства вины и стыда за привилегии, которые дают власть и деньги. Но им и в голову не приходит раздать землю крестьянам, фабрики — рабочим. Они откупаются в первую очередь от самих себя пожертвованиями в благотворительные фонды.

Не обладая результатами социологических исследований на репрезентативной выборке, могу отметить, что у тех, кто обращался ко мне за помощью, не было тенденций тратиться на показную роскошь.

О принадлежности к высшему классу можно было в первую очередь судить по высокому уровню развития языковой культуры, свободным, но уважительным манерам поведения

Как нельзя лучше об этом феномене написано в «Пигмалионе» Бернарда Шоу. Можно иметь одежду, гаджеты самых дорогих брендов, но вести себя как рыночная торговка. И в этих случаях экзистенциальное утверждение «не иметь, а быть» попадает в десятку.

Об этом пишет Виктор Пелевин: «Оральный вау-импульс заставляет клетку поглощать деньги, чтобы уничтожить страдание от конфликта между образами себя и идеального „сверх-я“, создаваемого рекламой». Заметим, что дело не в вещах, которые можно купить за деньги, чтобы воплотить это идеальное «Я», — дело в самих деньгах.

Действительно, многие миллионеры ходят в рванье и ездят на дешевых машинах — но чтобы позволить себе это, надо быть миллионером. Человек из низших социальных слоев в такой ситуации преимущественно страдал бы от когнитивного диссонанса, поэтому многие бедные стремятся дорого и хорошо одеться на последние деньги.

Меня удручает реклама одного косметического бренда: «Ведь я этого достойна!» То есть я достойна качественной, дорогой косметики? Нет, это косметика достойна меня.

«Старые» деньги vs «новые» деньги: почему «понты» выдают комплекс неполноценности
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Новые деньги: показная роскошь

Стремление к показной тяжеловесной роскоши, граничащей с безвкусицей, проистекает из комплекса неполноценности. Из того самого велосипеда, отсутствие которого в детстве не может восполнить «Майбах».

Но к деньгам должно прилагаться еще что-то такое, что сложно ощутить обычными органами чувств. Поскольку при равном количестве одни люксовые, а другие — второсортные.

И это что-то является надстройкой и находится вне материального. Одни деньги можно уважать, в то время как другие — нет. Утверждение «деньги не пахнут» первоначально имело смысл. Император Веспасиан обложил данью общественные уборные, получающие доход от продажи мочи. Отвечая на упреки сына Тита, император поднес к его носу монету и спросил: «Пахнет ли она?»

Получив отрицательный ответ, сказал, что деньги не пахнут

В наше время это выражение приобрело иной оттенок, его используют, когда говорят о деньгах, заработанных в обход закона.

Согласитесь, что «новые» деньги могут пахнуть, да еще как. «Старые» деньги в меньшей степени издают запашок, хотя в начале «больших старых денег» мог быть еще тот запах.

История № 1

Анастасия, 40 лет

Отец — партийно-номенклатурный работник. Большую часть жизни провел в служебных командировках в странах третьего мира вместе с семьей. Дед Анастасии был председателем колхоза, ярым коммунистом. Люди уважали его за справедливость.

Сколько себя помнит, боялась отца, дедушку с бабушкой. При скромном образе жизни все как у всех, взрослые строго следили за тем, с кем общается девочка. Если родители друзей не соответствовали статусу, то Насте строго выговаривали, выказывая неодобрение. Косились в случае приглашения на дачу кого-нибудь из «простых».

И в этой позиции ничего особенного, если не учесть того, что вне дома и в узком семейном кругу велись разговоры о свободе, равенстве, братстве и борьбе за светлое коммунистическое будущее. Презрительно относились к торгашеству и стяжательству. Осуждали загнивающий Запад с его буржуазностью, эксплуатацией рабочих и крестьян, превознося социалистический строй.

Настя выросла, вышла замуж за банкира, внука партийно-номенклатурного деятеля. У нее прекрасная семья, достаток. Но женщина испытывает колоссальное чувство вины и стыда за имеющиеся деньги. Не может без слез смотреть на уличных попрошаек, мимо которых проезжает на машине представительского класса. Не позволяет себе ничего лишнего из одежды. Не в радость ей и посиделки с подругами в дорогих кафе.

Не думаю, что здесь имеет место размытая социальная идентичность. Ясное понимание принадлежности к элите: недвижимость, образование детям, няни, домработница, отдых — все высшего класса. Но вместе с тем жесткая экономия на повседневных расходах, одежде, тех мелочах, которые составляют радость и вкус жизни.

Нельзя назвать это стяжательством в чистом виде. Анастасия занимается благотворительностью, у нее есть подопечные дети-отказники, которым ежемесячно перечисляются деньги. И опять же благотворительность — знак «старых» денег.

Конфликт между ощущением принадлежности к элите и невозможностью это выразить в социуме. Свой среди чужих, чужой среди своих

Для богатых у нее нет соответствующей персоны. Но и среди обычных людей она испытывает дискомфорт, потому что строго следит за тем, чтобы не проговориться, не выдать себя. Природная доброта также играет против, стремление помочь в обыденных ситуациях перекрывается пониманием статуса.

По иронии судьбы те клиенты, которые стремятся вверх по социальной лестнице, жаждут узнать культурные коды высшего общества, в то время как те, кто принадлежит к высшему обществу, часто скрывают их за непрезентабельным внешним видом.

По себе знаю, насколько это удобно — размытая социальная идентичность, чтобы к тебе, с одной стороны, относились с уважением, а с другой — не боялись.

Размытость социальной идентичности, стремление скрыть реальный социальный статус определяются не только личной историей, историей семьи, кросс-культурными травмами страны, но и завистью и агрессией окружающих, зачастую считающих, что ты отнял лично у них кровно заработанное.

«Старые» деньги не спешат предъявлять себя открыто. Они, как золото гномов, скрыты в подземелье, будучи частью ядра социальной идентичности хозяина, знают себе цену. Там, где «новые» деньги делают первые робкие шаги, «старые» износили не одну пару башмаков.

История № 2

Ольга, 29 лет

Дочь крупного российского промышленника. Большие деньги пришли в семью относительно недавно. Одежда только дорогих брендов. Ужины и обеды в самых дорогих ресторанах.

Поскольку социальное ядро не сформировано, социальная кожа еще тонкая, дорогая одежда, гаджеты частично компенсируют неловкость поведения и плавающую самооценку.

Ольга разрушается от соприкосновения со средой, не соответствующей ее статусу, но вместе с тем бессознательно выбирает мужчин, которые принадлежат к более низкой социальной группе.

Конфликт между выбором окружения и вещами очевиден. Психологически Ольга чувствует себя комфортно с людьми, входящими в группу обслуживающего персонала, регулируя с помощью денег межличностные отношения. В семейной истории нет прецедента «больших» денег и соответственно сценариев поведения с окружающими людьми по вертикали как вверх, так и вниз, а также по горизонтали.

Рядом с представителями своей социальной группы ей психологически дискомфортно, поскольку в этом случае она мигрирует в ту часть своего бессознательного, которая связана с бедностью родителей и пренебрежением ее эмоциональными нуждами, то есть становится плохо одетой, полуголодной, никому не нужной девочкой рядом с богатыми, которых боготворили родители.

Дорогая одежда, машины представительского класса с тонированными стеклами, как и надменные манеры поведения, выполняют роль спасательного круга, защищающего от когнитивного диссонанса в момент, когда прошлое вступает в конфликт с настоящим и душа кричит: «Кто же я на самом деле?»

«Новым русским» тоже свойственно чувство вины и стыда за деньги, но эти чувства иного порядка, чем у детей советских элит. Они испытывают чувство вины перед родственниками, близкими, друзьями, которые остались на прежней социальной ступеньке, в то время как им удалось вытянуть счастливый билетик и взлететь вверх.

Часто бывает, как в песне, кто был никем, тот станет всем

Стыд свойствен им не из-за конфликта личностных установок, идеологии строителя коммунизма, как у выходцев из советских элит, а из-за того, что на новом социальном уровне они чувствуют неотесанность. Социальные навыки, соответствующие большим деньгам, культурные коды, маркирующие принадлежность к новой социальной группе, отсутствуют или сформированы частично. Тогда идут в ход так называемые «понты», демонстративные, зачастую циничные, надменные, обесценивающие формы поведения.

Они бы и рады поделиться нажитым с теми из близкого окружения, кому не так повезло, но часто встречают зависть и агрессию вместо благодарности. Пропасть между прошлым и настоящим увеличивается. Внутренние опоры рушатся. Вот и изыскиваются новые скрепы в виде безумных трат на показную роскошь. И в этом обретаются новые смыслы жизни.

Вся эта психологическая смесь подогревается страхом потерять деньги. Ложная Я-концепция, размытая социальная идентичность укрепляются за счет навязываемого глянцем образа жизни. Внутренняя работа по формированию подлинного «Я» подменяется безудержным потреблением, стремлением к роскоши.

Мы опять возвращаемся к экзистенциальной дилемме «быть или иметь».

Таким образом, мы видим, что при одинаковом социальном статусе можно иметь разные социальные идентичности.


Иногда стоит заблудиться, чтобы найти правильный путь. Потерять все, чтобы понять, чего ты стоишь на самом деле. Быть брошенным. Быть преданным. Эта книга о том, как подняться на новую ступень развития после поражения. Как превратить свои недостатки в достоинства. Как из фатальных ошибок прошлого сотворить уникальный узор своей судьбы.

Гузель Махортова «Как перестать быть жертвой и превратить свои ошибки и недостатки в достоинства»
Реклама. www.chitai-gorod.ru
Психотерапевт, кандидат психологических наук, автор книг по женской и детской психологии «Жила-была девочка, сама виновата», «Проективная методика исследования личности ребенка "Расскажи историю"»

Психотерапевт, к.пс.н., автор книг по женской и детской психологии «Жила-была девочка, сама виновата», «Проективная методика исследования личности ребенка „Расскажи историю“», «Как перестать быть жертвой и превратить свои ошибки и недостатки в достоинства»

Личный сайт