В каком возрасте пора прекращать мечтать о будущем успехе? Этот вопрос занимает так много людей, потому что никто не считает себя до конца успешным. Писатель-романист мечтает, чтобы его романы опубликовали. Публикующийся автор хочет, чтобы они стали бестселлерами, автор бестселлеров жаждет получить литературную премию. Кроме того, все думают, что через несколько лет станут старыми.
Возраст не главное
Журнал Science опубликовал результаты исследования: психологи изучали развитие карьеры трех тысяч ученых-физиков начиная с 1983 года. Они пытались выяснить, на каком этапе карьеры те сделали самые важные открытия и выпустили наиболее значимые публикации.
Как молодость, так и годы опыта не играли никакой роли. Оказалось , что самые значимые публикации ученые выпускали и в начале, и в середине, и в конце карьеры.
Возраст часто кажется более важным фактором жизненного успеха, чем есть на самом деле
Главным фактором успеха оказалась продуктивность. Если хотите опубликовать статью, которая станет популярной, вам не поможет задор молодости или мудрость прожитых лет. Важнее издавать много статей.
Справедливости ради, иногда возраст все же имеет значение: в математике, как и в спорте, преуспевают молодые. Но для самореализации в бизнесе или творчестве возраст не помеха.
Юные дарования и зрелые мастера
На возраст, в котором приходит успех, влияют также личностные особенности. Профессор экономики Дэвид Галенсон выделил два вида творческих гениев: концептуальные и экспериментальные.
Пример концептуального гения — Пабло Пикассо. Он был блестящим юным дарованием. Его карьера профессионального художника началась с шедевра — «Похороны Касагемаса». Пикассо написал эту картину, когда ему было 20. За короткий срок художник создал целый ряд работ, которые стали великими. Его жизнь иллюстрирует общепринятое видение гениальности.
Другое дело — Поль Сезанн. Если вы отправитесь в музей д'Орсэ в Париже, где собрана лучшая коллекция его работ, то увидите — все эти картины художник написал в конце своей карьеры. Работы, сделанные Сезанном после 60 лет, стоят в 15 раз больше, чем картины, написанные в юности. Он был экспериментальным гением, который достигает успеха путем проб и ошибок.
Дэвид Галенсон в своем исследовании отводит возрасту незначительную роль. Однажды он провел опрос среди литературоведов — попросил составить список из 11 самых важных стихотворений в литературе США. Затем он проанализировал возраст, в котором авторы их написали: разброс был от 23 до 59 лет. Одни поэты создают лучшие работы в самом начале работы, другие спустя десятилетия. Зависимости между возрастом автора и популярностью стихотворений Галенсон не нашел.
Эффект фокусировки
Исследования доказывают, что возраст в большинстве случаев не влияет на успех, но мы все равно продолжаем переживать из-за него. Лауреат Нобелевской премии в области экономики Даниэль Канеман объясняет: мы становимся жертвой эффекта фокусировки. Мы часто думаем о своем возрасте, поэтому он кажется нам более важным фактором жизненного успеха, чем есть на самом деле.
Нечто похожее происходит в романтических отношениях. Мы беспокоимся, должен ли партнер быть похожим на нас или, наоборот, противоположности притягиваются. Хотя это не играет существенной роли в успехе отношений. Помните об этой когнитивной ошибке и не поддавайтесь ей. Скорее всего, вам еще не поздно добиться успеха.
Об авторе: Оливер Буркеман — журналист, автор книги «Антидот. Противоядие от несчастливой жизни» (Эксмо, 2014).