В повседневном общении мы часто реагируем на слова собеседника слишком быстро, автоматически, и это приводит к ненужным конфликтам. Хочу поделиться своей метафорой, которая помогает избежать такого автоматизма.
Одна из задач, решаемых в психотерапии, — понять, как устроена коммуникация клиента. Как внешняя, с другими людьми и, в частности, с терапевтом, так и внутренняя — когда идет диалог между разными субличностями. Разбирать это удобнее на низких скоростях, замедляясь. Чтобы успевать и заметить какие-то феномены, и осмыслить их, и выбрать самый лучший способ реагирования.
Такое замедление я называю «вязкий контакт». В физике вязкость создается сопротивлением пространства: частицы материи или поле мешают телу двигаться слишком быстро. В контакте такое сопротивление обеспечивает активное внимание.
Концентрируя внимание на другом, мы словно замедляем импульсы, исходящие от него, — слова, жесты, действия…
Особую роль играют вопросы, направленные не на то, что мне говорит собеседник (какую мысль стремится донести?), а на то, как это происходит (каким тоном он говорит? Как сидит, дышит, жестикулирует?).
Так я сразу решаю несколько задач. Во-первых, слабее реагирую на содержание, что позволяет мне притормаживать свои автоматические реакции. Во-вторых, получаю дополнительную информацию, как правило, скрытую. Например, на сессии я слышу: «Вы мне сильно не нравитесь». Обычной естественной реакцией для меня была бы защита, а то и ответное нападение — «Ну не нравлюсь, тогда прощайте».
Но переводя внимание на то, как была сказана острая фраза, какими тоном, жестами и позой она сопровождалась, я замедляю и откладываю собственный ответ. При этом могу заметить: человек на словах пытается разорвать со мной отношения, но сидит в кресле уверенно и удобно, явно не собираясь уходить
И тогда что это? Как объяснить такое поведение? А может ли сам клиент его объяснить?
Из обнаруженного противоречия может вырасти и более конструктивный диалог, и новая линия в терапии.
Также я задаюсь вопросом о том, что происходит со мной: как на меня влияет собеседник? Раздражают меня его слова или вызывают сочувствие? Хочется мне отстраниться от него или подойти ближе? Что напоминает наше общение — борьбу или танец, торговлю или сотрудничество?
Со временем и клиенты научаются управлять вниманием, задаваясь вопросом: «Что происходит и как это происходит?» Понемногу они замедляются и начинают жить более внимательной и, как следствие, насыщенной жизнью. Ведь как говорил один буддийский мастер, если мы живем невнимательно, мы умираем среди грез.