Cказкотерапия — слово, которое нередко вызывает улыбку, а сам метод кажется делом несерьезным. Однако сказки, мифы, легенды — самый древний способ поддержки и обучения человека с помощью слова. Первые из них возникли у наших предков одновременно с появлением речи. С их помощью в символической форме люди передавали друг другу знания об устройстве мира и живущих в нем людях.
Сказки — своеобразный банк жизненных ситуаций, который наиболее полно отражает житейский опыт, духовное наследие, накопленное поколениями предков. И именно поэтому сегодня психотерапевты с их помощью находят ключ к пониманию и разрешению внутренних конфликтов тех, кто нуждается в помощи.
Банк ситуаций
Сказкотерапевт подбирает (или придумывает) сказку, герой которой сталкивается с ситуациями, похожими на то, что переживает клиент, и всегда находит из них выход. Каждая такая сказочная история образует невидимый мост между разными уровнями психики слушателя: сознанием, личным и коллективным бессознательными.
Швейцарский психотерапевт Карл Густав Юнг считал, что своеобразие нашей личности, стиль поведения, тип мышления и даже эмоциональные реакции во многом определяются коллективным бессознательным, нашей врожденной памятью о прошлом человечества. Оно проявляется в виде архетипов — универсальных стереотипов восприятия, мышления и действий.
Одинаковые сюжеты сказок разных народов мира — это и есть проявление архетипов коллективного бессознательного. Они передаются из поколения в поколение, что сохраняет единство человеческой культуры, делает возможным взаимопонимание людей. Слушая сказки, мы бессознательно отождествляем себя с их персонажами, «примеряем» на себя их поступки, и это заставляет нас меняться. И неожиданно мы можем решить волнующую нас проблему, найти новые способы общения с людьми или выход из ситуации.
О методе
Кому подойдет. Благодаря разнообразию сказочных форм и жанров у этого метода нет возрастных ограничений. Сказкотерапия помогает и детям (при страхах, агрессивном поведении, сложностях в адаптации), и взрослым (испытывающим эмоциональные трудности и сложности в общении, страдающим от тревожных состояний).
Как проходит терапия. Сказкотерапия может быть индивидуальной и групповой. Работа с детьми и младшими подростками, как правило, проходит в игровой форме (с помощью песочницы, кукол, костюмов). Краткосрочный курс сказкотерапии занимает 1-3 консультации, долгосрочный — 10-12.
Узор судьбы
Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей немало. Их используют и в юнгианской терапии, и в психодраме, и в транзактном анализе. Один из методов — комплексная сказкотерапия — опирается на систему представлений об универсальных сюжетах, которые, разворачиваясь в жизни конкретного человека, образуют его индивидуальный «узор судьбы».
У каждого из нас свой характер, жизненный опыт, стиль отношений с окружающими, но большинство событий нашей жизни развиваются по универсальным общечеловеческим сценариям. Если в каком-то жизненном сюжете происходит сбой, мы теряем контроль над ситуацией, чувствуем тревогу, неуверенность, ощущаем недостаток энергии. У кого-то так проявляется внутренний конфликт или ранняя травма. Кто-то так реагирует на сильный стресс. Кто-то попал под влияние другого человека, который втянул его в реализацию собственного сценария.
Сказкотерапевт помогает увидеть механизм этого сбоя. Он внимательно слушает рассказ человека о его жизни, выделяет архетипический сюжет, влияющий на его жизнь сейчас, помогает определить опасные ловушки и предлагает стратегию гармоничного «завершения сюжета». Именно для этого он подбирает (или сочиняет) сказки, герои которых оказываются в похожей ситуации.
«Учись у облаков!»
Станиславу исполнилось 42 года, когда у него появилось ощущение, что он словно живет чужой жизнью. На первых встречах со сказкотерапевтом он рассказал, что вынужден соответствовать имиджу успешного человека, ему трудно быть искренним, выражать свои чувства, общаясь с подчиненными или близкими людьми.
С точки зрения терапевта, в характере Станислава была ослаблена сила архетипа Купца, с которым связано стремление к новому, необычному, умение чувствовать других людей, способность реализовать свой творческий потенциал. Когда силы этого архетипа недостаточно, мы начинаем скучать и страдаем от однообразия. Всего в комплексной сказкотерапии выделяются семь мужских архетипов: Воин, Монарх, Крестьянин, Купец, Философ, Монах и Слуга — они определяют то, как человек реализует себя в oбщественной, социальной жизни.
Чтобы помочь Станиславу усилить архетип Купца, терапевт создала для него сказку. Вот ее сокращенный вариант.
«Жил на свете мудрый и добрый король. Его любили подданные, уважали соседи. Никто не видал его мрачным: с улыбкой он легко решал сложнейшие государственные вопросы. Но в глубине души король был несчастен, оттого что скучал: все, что его окружало, казалось ему предсказуемым и понятным. Он легко угадывал, что ему скажут, о чем попросят, и находил решение еще до того, как проситель открывал рот.
Почему же он улыбался? Когда-то, когда он был еще ребенком, ко двору прибыл волшебник. Король-отец просил для сына особый подарок. «Волшебство не помогает людям стать счастливыми, — ответил тот. — Лишь счастье, добытое своим трудом, остается на всю жизнь». Король-отец рассмеялся: «Вы мрачно настроены, а у нас праздник — улыбнитесь! Улыбка к лицу и мудрецам, и монархам». «Хорошо, — согласился волшебник, — вот вам мой подарок: дарю вашему сыну улыбку, которая никогда не сойдет с его лица».
Весь мир как облака: он постоянно меняется, только я этого прежде не замечал
С тех пор молодой король улыбался. Улыбка не отражала его чувств и мыслей, но для окружающих была приятной и желанной. А сам он мечтал встретить того волшебника, чтобы вернуть ему подарок. Когда скука стала невыносимой, король решил отправиться в путь. «Может, дорога рассеет скуку?» — думал он. Но в дороге солнце все так же вставало и садилось, летом трава зеленела, а зимой выпадал снег. И люди решали одни и те же проблемы. Скука...
«Эй, скучный человек с улыбкой на лице!» — услышал как-то король. Из чащи к нему вышел волшебник. «Так это ты подарил мне вечную улыбку? За что ты меня так наказал?» — «Разве улыбкой наказывают?» — «Для меня это наказание. Я легко решаю самые сложные дела, лажу с людьми, никто даже обидеть по-настоящему меня не может — улыбка мешает...» «Ты мне о счастье рассказываешь, — покачал головой волшебник, — а называешь его несчастьем». — «Внутри у меня пусто — скука...» — «Не пусто, а занято: пора тебе выгнать скуку с постоя». — «Научи, как!» — «Учись у облаков». Так посоветовал волшебник и растаял.
Теперь король ехал, поднимая взгляд кверху, учась наблюдать за облаками. А те бежали по небу, ежеминутно обновляясь, меняя очертания. Наконец король понял, что ему не нужно куда-то за ними ехать, он стал часто останавливаться и подолгу следил за игрой облаков.
Над ним проплывали корабли, секунда — и он уже видел горную гряду, а через мгновение — битву драконов. Каждый их блик, переход формы был непредсказуем и ни разу не повторялся. И вот король ощутил, что скука ушла, а сердце его наполнилось радостью. «Весь мир как облака: он постоянно меняется, только я этого прежде не замечал», — догадался король. И с улыбкой выбрал свой путь, повернув коня к дому...»
Об этом
- Ханс Дикман «Юнгианский анализ волшебных сказок», Корвет, 2017.
- Мария-Луиза фон Франц «Психология сказки», Библиотека аналитической психологии, 2004.
- Кларисса Пинкола Эстес «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях», София, 2018.
Об эксперте
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева — доктор психологических наук, директор Санкт-Петербургского института сказкотерапии, автор серии книг, посвященных сказкотерапии (Речь, 2006).