Первый урок всегда легкий: любопытство, радость, знакомство. Потом — «страшный» вопрос: будет ли у вас возможность делать домашнее задание? Ведь мои ученики работают, у многих семья, значит, времени не так много. Я не требую, просто хочу узнать. Тем более что иногда и меня спрашивают: за какое время вы меня научите?
А это зависит от того, с какой скоростью вы будете учиться. Два урока в неделю — и за полгода наберете словарный запас, выучите настоящее время и два прошедших: достаточно, чтобы читать, говорить и понимать речь. Но это при условии выполнения заданий. Если нет (что, подчеркиваю, нормально), потребуется больше уроков. Поэтому и спрашиваю.
И часто мой взрослый ученик уверенно отвечает: «Да, конечно, давайте мне задания!» А потом приходит и оправдывается, почему не сделал «домашку»: квартальный отчет писал, собака заболела… Будто он не заказчик, который сам платит за урок, а проштрафившийся школьник, которого накажут.
Ничего страшного, говорю я, сделаем все на уроке. И знаете что? Это не помогает. Один владелец фирмы долго объяснял, что у него на даче фонтан сломался.
Мне от этого грустно. Почему многие так запуганы? Может, ругали в школе. Но зачем же и дальше жить с ругателем в голове? Поэтому я всегда хвалю учеников. Некоторых это смущает сильней, чем смутили бы, наверно, упреки.
Одна девушка сказала свою первую в жизни фразу по-французски, я воскликнула: «Браво!», а она лицо спрятала, закрыла обеими руками. Что такое? — «Меня никогда не хвалили».
Думаю, не может такого быть: человек, которого совсем никогда не хвалили, не станет высокооплачиваемым специалистом, который по собственной воле расширяет кругозор, изучает новый язык. Но привычки к похвале нет, это точно.
Бывает, смотрят недоверчиво: «Знаем ваши новомодные методы! Сказали, что надо хвалить, вот вы и хвалите!» — «Вы же действительно сделали упражнение!» — «Но не так хорошо, как должны». — «Почему же должны, да еще с первого раза?» Похоже, откуда-то взялась идея, будто учиться легко, а у кого не так, тот виноват.
Но это неправда. Знания не получают, ими овладевают. Это активное усилие. А еще надо учесть, что ученики приходят на занятия до работы или после или в свой выходной день, и у них полно других забот. И они усваивают новую непривычную языковую систему и работают с ней. Это — труд, который достоин награды. А они от награды отказываются. Парадокс!
Иногда мне хочется всем дать задание на дом: позвольте себе гордиться своей целеустремленностью, радоваться тому, что у вас получается. Ведь получается же! Но мы договорились: заданий не будет, все делаем на уроке. Поэтому я продолжу отмечать успехи учеников.
У меня (это секрет!) есть шоколадные медали, которыми я награждаю за особые заслуги. Совсем взрослых людей: физиков, дизайнеров, экономистов... И наступает момент, когда они перестают смущаться и начинают верить, что их не за что ругать и есть за что хвалить. Конечно, в этом много игры. Но ведь во взрослых так много детского!
Об авторе
Ольга Саранина — преподаватель романских языков и русского языка как иностранного.