В сказке всегда есть несколько героев, и наше отношение к каждому из них говорит о том, про что для нас эта сказка, с кем мы себя ассоциируем и какие качества проявляем в данный момент. В сказках встречаются герои, похожие на нас, а их поведение свойственно нам в тех или иных ситуациях.
Сюжет сказки позволяет проследить разные варианты развития событий и узнать, к чему приводит проживание роли каждого персонажа. Например, проявления такого типажа, как Царевна Несмеяна, встречаются и в женщинах, и в мужчинах. Жизнь в иллюзиях, бездействии и ожидании спасителя, который придет и устроит все так, что станет весело и беззаботно.
За одну жизнь можно проживать несколько ролей и проигрывать сценарии разных персонажей. Например, из Царевны Несмеяны с неудовлетворенностью, капризностью и депрессией можно стать сильным и успешным Иваном Царевичем. Можно переходить в роль Емели, желания которого исполняются без его участия, в роль Василисы Премудрой, и наоборот. Количество ролей, которые мы проигрываем в жизни, помогает видеть ее как игру, понимать шире и глубже, а с опытом приходит понимание, что можно выбирать разные роли и управлять ими, формируя таким образом новые сценарии.
У каждого из нас внутри есть такие чудища, которых хочется спрятать подальше
Играя одну роль, невозможно узнать разные свои качества и проявить свою многогранность. Переключение с одной роли на другую, наоборот, позволяет узнавать себя и разные свои стороны в тех ситуациях, с которыми мы встречаемся в жизни. Необязательно играть в Несмеяну всю жизнь. Можно переходить в разные роли, и тогда начнет складываться новая история с совершенно другими событиями.
Каждый персонаж сказки может быть проявлен, потому что присутствует в нас теми или иными своими качествами. Одни из них мы показываем постоянно, в то время как другие могут оставаться в тени и быть незадействованными. Сказка пробуждает в нас заинтересованность теми чертами и качествами, которые можно видеть в героях, но к которым пока нет внутренней готовности. Через сказки мы получаем алгоритмы и сценарии того, как разворачивать новые сюжеты своей жизни.
Каждый знаком со сказкой «Аленький цветочек», в которой можно увидеть страшную историю о том, как невинная девушка из-под отеческого крыла отправляется жить к чудовищу, но это только один вариант развития сюжета. Если читать внимательно, погружаясь вглубь сказки, то ее сценарий откроется ярче и даст ключи к пониманию того, что происходит, когда случается принятие своей теневой, неприглядной стороны, своего чудища, вытесненного в бессознательное.
У каждого из нас внутри есть такие чудища, которых хочется спрятать подальше, чтобы не встречаться с ними и не признавать их, но от этого они не перестают быть в нас и присутствовать в нашей жизни. Агрессия, страх проявления своей сексуальности, ревность, зависть, мстительность, жадность, лень — все это в той или иной мере присутствует в нас, и это именно то, что мы предпочитаем от себя прятать. Не давая естественного, экологичного выхода своим эмоциям и чувствам, мы тем самым питаем своих чудищ, наполняя их силой и не давая выхода.
Чем дольше внутренние чудища отвергаются, тем мощнее они становятся, и, когда в жизни случается ситуация, в которой нужна их мощь, они вырываются вне нашей воли. Эти чудища способны разрушить все те прекрасные иллюзии о себе, за которыми их держали. Чудища — это тени наших приятных и привлекательных сторон, и потому имеют право показывать себя, но для этого необходимо узнать и признать их, что и происходит в сказке «Аленький цветочек». Сказка учит, как можно примириться со своим чудищем: узнать его и понять, что его проявления по отношению к нам исходят из любви, и в сказке мы видим любовь чудища к своей красавице.
Часто сказка заканчивается свадьбой, которая символизирует необходимость примирить и объединить две свои противоположности: мужскую и женскую части. Свадьба в сказке — символ объединения двух сторон, одна из которых вначале была под запретом, в заточении, непринятой и непонятной. Мужская часть — это осознающее, творческое начало, сила, мощь, логос, женская часть — это эмоциональное, чувственное, духовное начало, творчество и интуиция.
В жизни проявление внутреннего конфликта между мужской и женской частями можно наблюдать, когда мечты и желания остаются нереализованными. Разум спорит с сердцем, одна наша часть заявляет, чего хочет, а вторая противится этому саботажем и ленью. Вместо того, чтобы признавать обе свои части, одна из них начинает отвергаться, и усилия направляются на то, чтобы изменить себя, усовершенствовать, улучшить. Происходит внутренняя борьба. Это случается, когда любовь к себе как к целостному и уже совершенному созданию подавлена и в силу разных причин не проявлена. Причины могут быть разными, от воспитания до родовых программ.
Знакомьтесь со сказкой, находите в ней подсказки и ключи для своих новых ролей и сценариев
Можно выбирать разные сказки, с разными сценариями и персонажами, все зависит от того, что важно узнать о себе и как хочется проявлять себя. Можно читать сказки об объединении наших двух частей: мужской и женской, например, сказка про Царевну-Лягушку. Сказки «Гуси-Лебеди» и «Морозко» показывают, как можно обрести целостность.
Сказка «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что» помогает взрослеть и учиться брать на себя ответственность за свою жизнь. Сказка про «Мудрую деву» и сказки о солдате — о том, как проявлять свое мастерство. «Сивка-Бурка», сказки про Жар-птицу и молодильные яблоки помогают в творчестве и реализации предназначения. «Финист — ясный сокол», «Емеля» — сказки, которые выводят из иллюзорного состояния мечтаний и помогают начать действовать. Сказки про Ивана Царевича — обычно сказки про инициацию, когда царем становится тот, кто был в начале дураком.
Каждая сказка дает нам ключи — подсказки к тем процессам, которые разворачиваются в нашем внутреннем мире. Наблюдая сценарии в сказках, можно найти выход из разных жизненных ситуаций. Сказка — отражение внутреннего мира, где каждый герой, каждая часть волшебного мира, будь то меч-кладенец или огненный мост, составляют целостность и взаимодействуют между собой.
В конфликтах между персонажами сказок можно найти подсказки к решению внутренних противоречий, увидев их проявление в жизни. В сказках всегда есть сюжет, когда герой встречается со злом, проблемой, сложной ситуацией и в конце обязательно побеждает. Для этого герой ищет помощи, обращается к другим героям сказки за советом. Он встречается и взаимодействует с разными персонажами и предметами.
Если внимательно читать сказку, то в ней не найдешь однозначно злых и добрых, плохих и хороших персонажей, каждый из них составляет единое полотно событий, из которых герой выходит победителем. В конце сказки всегда счастливый финал: «они жили долго и счастливо», «жили-поживали, добра наживали», «сыграли свадьбу и жили счастливо», «и стал он царем в своем государстве».
Каждая сказка приводит героя к состоянию целостности, в котором воедино собираются все ресурсы. Знакомьтесь со сказкой, находите в ней подсказки и ключи для своих новых ролей и сценариев. Осмысление сюжетных линий и характеров персонажей добавляет в жизнь больше смысла, интереса и удовольствия.
Об авторе
Светлана Патрушева — психолог, коуч, сказкотерапевт, автор нескольких колод МАК, в том числе — метафорических карт «Архетипы русских сказок». Исследователь сказок и мифов в контексте прикладной психологии. Ее