Я преподаю практики оздоравливающего цигуна, преуспеть в которых можно с помощью, казалось бы, совсем простого навыка: принимать тело таким, какое оно есть, и помогать ему меняться к лучшему. Звучит логично, да?
Что же происходит на самом деле? У каждого из нас есть те или иные стереотипы, каким должно быть тело. Мы смотрим на подтянутых людей с кубиками на прессе и думаем, что нам кубики тоже бы не помешали. Как этого добиться? Делать упражнения на пресс. Способны ли мы на это? Вполне. Поехали!
А теперь представьте, что ваше тело — отдельное существо со своими приоритетами, ритмами и привычками. Вы подходите к нему и говорите: ну-ка быстро лег и начал качать пресс 120 раз подряд. Звучит немного дико, не так ли? Мы вряд ли позволим себе так обращаться с другим человеком: скорее, спросим его, как он себя чувствует, уточним, хочет ли он вообще заниматься, проверим, как ему там в процессе — комфортно, не больно, не страшно?
К своему же телу мы относимся как к послушному рабу: хочешь не хочешь, а мне нужны кубики! Лишние эмоции задвигаем, болевые ощущения игнорируем.
Нейтральное внимание
Как в рамках цигуна учат принимать собственное тело? Для китайской традиционной медицины характерна идея о том, что в теле обитает жизненный дух Шен. Слово «дух» звучит загадочно, но это весьма приблизительный перевод с китайского. У этого слова есть десятки значений. Одно из них — вполне понятное западному человеку «нейтральное внимание».
Мы умеем погружаться сконцентрированным нейтральным вниманием, например, в созерцание заката. Иногда — при хорошем стечении обстоятельств — в творческую работу. Все прочие мысли как будто исчезают, не вызывают лишних эмоций. Остается только чистое действие.
В рамках практик цигуна мы учимся находить это нейтральное внимание. Мы не оцениваем себя — здесь у меня болит, здесь лишний вес, здесь некрасиво, — а просто констатируем факт: это пространство моего тела, и оно, тело, дышит.
Беседы с телом
На занятиях я предлагаю новым студентам принять тот факт, что с телом можно говорить. Чтобы это не выглядело как форменное безумие, мы делаем это про себя. О чем же мы разговариваем?
Для начала надо признать тот факт, что наше тело — часть природы. Как трава, солнце, птицы и жуки. Трава хорошо знает, как ей расти и противостоять внешним агрессивным факторам. А ведь это такое простое органическое явление — не то что наше тело. Наш организм отлично знает, что ему полезно, а что опасно, как сопротивляться патогенным факторам и как становиться сильнее. Если телу предоставить благоприятные условия, оно само восстановит идеальную форму, станет более стройным, красивым, гибким, сильным.
Задав телу вопрос, дайте ему время отреагировать, найти правильное, эргономичное движение
Предположив, что эта идея верна, я предлагаю своим студентам делать упражнения, погружая нейтральное внимание в тело и задавая ему вопрос: что нужно сделать, чтобы в этом месте (например, в плечевом суставе) стало больше раскрытия и свободы движения? Задав телу вопрос, дайте ему время отреагировать, найти правильное, эргономичное движение. Наблюдайте и запоминайте, и вы приятно удивитесь!
На занятиях профессиональные спортсмены, которые привыкли приказывать телу повиноваться, начинают выстраивать с ним доверительные отношения, и их результаты существенно улучшаются. Так, один из моих студентов, профессиональный теннисист, внезапно обнаружил, что телу удобнее немного сместить вес на пятки. Такая, казалось бы, мелочь радикально изменила его удар, и в следующем сезоне он вошел в первую сотню теннисистов России.
Седьмой шейный позвонок
Люди с прекрасной осанкой: раскрытой грудной клеткой и гордым положением шеи — считаются уверенными в себе. Кажется, они принимают себя полностью, уверены в каждом шаге и готовы вести за собой.
И это неспроста! В йоге область основания шеи — вишудха-чакра — связана с уверенностью и принятием себя. А в китайской медицине считается, что активная точка в районе седьмого шейного позвонка способна исцелять патологии того самого духа Шен — нейтрального внимания.
Первые три упражнения комплекса цигуна Синг Шен Джуанг посвящены детальной проработке области шеи
Гордое, красивое положение шеи сигнализирует о свободе и раскрытии области седьмого шейного позвонка. Чем более гибко это место, тем больше мы способны принимать себя такими, какие мы есть. Чем более это место напряжено и зажато, тем больше мы склонны удерживать состояние грусти, тревоги и обвинять себя в разных грехах.
Поэтому первые три упражнения комплекса цигуна Синг Шен Джуанг посвящены детальной проработке области шеи: наши навыки принятия себя, своего тела и видения своего пути напрямую связаны со свободой этой области.
Упражнение для расслабления седьмого шейного позвонка
Чтобы оценить на практике, как положение шеи и свобода седьмого шейного связаны с принятием себя, предлагаю выполнить простое упражнение.
Сядьте на стул без опоры на спинку, ладони на поясе, локти смотрят в стороны. Начните делать небольшое вращение на седьмом шейном позвонке. Мы все делали аналогичное упражнение на физкультуре. Так вот, забудьте его! Представьте, что макушка описывает небольшую окружность. Голова не запрокидывается и не повисает. Шея всегда остается прямой и расслабленной, как будто во время вращения кто-то нежно тянет вас за макушку вверх.
Погрузите нейтральное внимание в область седьмого шейного позвонка и спросите у тела, что вы можете сделать, чтобы наполнить основание шеи еще большей свободой, сделать эту область чуть более гибкой. Подождите ответа. Отметьте, как изменится движение: может быть, оно станет менее амплитудным или более медленным. Может быть, оно даже сократится до едва заметного. Не сопротивляйтесь: в этом упражнении тело ведет вас, а не вы его.
Сделав вращение в одну и другую стороны, отметьте, как изменилось внутреннее ощущение: насколько комфортнее и спокойнее стало внутри и насколько более доверительными стали ваши отношения с телом.