«У меня как верующего человека радость вызывает резонанс с тем, что выше меня, что нельзя ни назвать, ни выразить, — говорит православный священник и психолог Петр Коломейцев. — Представьте мир, пустой, холодный, где мы не видим Создателя. Мы можем только смотреть на творение и пытаться догадаться, какой Он. И вдруг я чувствую Его так, как могу почувствовать близкого человека.
Я понимаю, что у этого громадного мира, бездонной вселенной есть Источник всех смыслов, и я могу с Ним общаться
В психологии существует понятие «раппорт»: оно означает эмоциональную связь, которая возникает в доверительном контакте с человеком или группой людей. Вот это состояние раппорта, созвучия с мирозданием, наше общение — невербальное, иррациональное — вызывает во мне невероятно сильное ощущение радости».
О похожем переживании рассказывает израильский религиовед Рут Кара-Иванов, специалист по каббале. «Сам процесс исследования мира, других людей, священных текстов, Бога и самого себя, — источник радости и вдохновения для меня, — признается она. — Наивысший мир окутан тайной, как сказано в книге Зоар.
Он непостижим, и никто не может истинно понять Его. Но когда мы соглашаемся вступить на путь изучения этой тайны, заранее зная, что никогда ее не познаем, наша душа преображается и многие вещи открываются нам заново, как в первый раз, вызывая радость и волнение».
Итак, когда мы чувствуем себя частью великого и непостижимого целого и вступаем в доверительный контакт с ним, когда мы познаем мир и самих себя, в нас пробуждается жизнелюбие.
А еще — вера в то, что наши успехи и достижения не ограничены земным измерением
«Пророк Мухаммад сказал: „Люди, вы обязаны иметь цель, стремление“. Он повторил эти слова трижды, — подчеркивает Шамиль Аляутдинов, исламский богослов, имам-хатыб Московской мемориальной мечети. — Благодаря вере моя жизнь наполнена конкретными целями и сложными проектами. Работая над ними, я испытываю радость и надеюсь на счастье в вечности, ведь мои мирские дела переходят в результате моих стараний в жизнь вечную».
Безусловная сила
Уповать на Бога, но не для того, чтобы расслабиться и бездействовать, а наоборот, чтобы укрепить свои силы и выполнить все необходимое, — такое отношение к жизни характерно для верующих.
«У Бога есть свой замысел на этой земле, — убежден Петр Коломейцев. — И когда вдруг оказывается, что я, рисуя цветочки или играя на скрипке, становлюсь в этом общем замысле Божием Его соработником, мои силы удесятеряются. И дарования раскрываются во всей полноте».
Но помогает ли вера преодолеть боль? Это очень важный вопрос, ведь с ним связаны все другие вопросы о смысле жизни. Именно он возник во всей полноте перед протестантским пастором Литтой Бассет, когда ее старший сын, 24-летний Сэмюэль, покончил с собой.
«Я встретила Христа, когда мне было тридцать лет, — рассказывает она, — но только после смерти Сэмюэля почувствовала, что эта связь вечная. Я повторяла имя Иисус, словно мантру, и оно было для меня источником радости, которая никогда не умирает».
Божественное присутствие и любовь окружающих помогли ей пережить трагедию
«Боль дает ощущение сопричастности страданиям Бога, — объясняет Петр Коломейцев. — Испытывая унижение, боль, отвержение, человек чувствует, что он не принят злом этого мира, и это чувство парадоксальным образом переживается как блаженство. Я знаю случаи, когда в состоянии отчаяния человеку открывается нечто, что дает ему мужество и готовность терпеть даже более сильные страдания».
Вряд ли можно вообразить это «нечто» или описать словами, но для верующих здесь, несомненно, открывается доступ к мощным внутренним ресурсам. «Я пытаюсь воспринять каждое болезненное событие как урок, который я должна выучить, каким бы жестоким он ни был, — говорит Рут Кара-Иванов. — Рассуждать об этом, конечно, легче, чем жить так. Но вера во встречу „лицом к лицу“ с божественным помогает мне находить свет в самых мрачных обстоятельствах».
Любовь к другим
Слово «религия» означает «восстановление связи». И речь не только о божественных силах, но и о соединении с другими людьми. «Делай для других так, как для себя, и тогда будет лучше для всех, — этот принцип есть во всех религиях, — напоминает дзен-мастер Борис Орион. — Чем меньше этически неодобряемых действий мы совершаем по отношению к другим людям, тем меньше волны в виде наших сильных эмоций, страстей, деструктивных чувств.
А когда вода наших эмоций мало-помалу отстаивается, она становится спокойной и прозрачной. Таким же путем создаются и очищаются все виды радостей. Любовь к жизни неотделима от жизни любви».
Забывать о себе, чтобы больше любить других, — таково послание многих учений
Например, христианство говорит, что человек был создан по образу и подобию Божию, поэтому каждого необходимо уважать и любить как образ Бога. «В православии духовная радость приходит от встречи с другим человеком, — размышляет Петр Коломейцев. — Все наши акафисты начинаются со слова «радуйся», а это ведь форма приветствия.
Удовольствие может быть автономным, спрятанным за крепкими дверьми или под одеялом, втайне от всех. Но удовольствие — это труп радости. А живая, подлинная радость происходит именно в общении, в созвучии с кем-то. В умении брать и отдавать. В готовности принимать другого человека в его инакости и его красоте».
Благодарность каждого дня
Современная культура нацелена на обладание: приобретение благ рассматривается как необходимая предпосылка для радости, а отсутствие желанного — как повод для грусти. Но возможен другой подход, и об этом говорит Шамиль Аляутдинов. «Для меня крайне важно не упускать чувства радости из души, даже если скука и уныние грохочут в дверь с неимоверной силой, — признается он. — Стараясь сохранять радостный настрой, я выражаю так свою благодарность Богу.
Быть Ему благодарным — значит каждый день замечать в себе, в других и во всем, что вокруг, хорошее, красивое. Значит благодарить людей по любому поводу, правильно реализовать свои бессчетные возможности и щедро делиться плодами своих трудов с другими».
Благодарность признается ценностью во всех религиях — будь то христианство с его таинством евхаристии, «благодарения», иудаизм или буддизм
Как и искусство менять то, что мы способны изменить, и спокойно встречать неизбежное. Воспринимать свои потери как часть жизни и, подобно ребенку, не переставать удивляться каждому ее мгновению.
«И если жить здесь и сейчас, как нас учит путь дао, — говорит Борис Орион, — можно осознать, что радость и любовь уже внутри нас и нам не нужно прилагать усилий, чтобы достичь их».