Каждый из нас хоть раз, любопытства ради, заходил в дорогой бутик. И замечал, что холодный интерьер и высокомерные продавцы не располагают к покупкам, хотя персонал должен быть заинтересован в привлечении клиентов и наибольшей выручке. Почему же эти магазины выглядят именно так и чем нас пугают?
1. Вычурный интерьер
В дорогих бутиках царит атмосфера холодного шика. Большие пустынные пространства и роскошная отделка подчеркивают статус заведения. Вы ощущаете себя неуютно, потому что так и есть. Здесь неуютно. Окружающая обстановка подсказывает — не стоит трогать все подряд, примерять ворох вещей или торговаться. Профессор социологии из Национального университета Сингапура Чуа Бенг Хуат объясняет: это не случайно.
Дорогие магазины специально построены в таком стиле. Интерьер работает как барьер. Он привлекает состоятельных клиентов и отпугивает людей, которые не могут себе позволить дорогие дизайнерские вещи. Немноголюдность бутиков подчеркивает их эксклюзивность.
Также дорогие брендовые магазины отличает их международный стиль. Профессор антропологии из Гейдельбергского университета Кристиана Бросиус выяснила: в развивающихся странах роскошные бутики — островки «жизни за границей». Они переносят покупателей из родного города и страны в глобальный мир моды и дизайнерских вещей.
2. Пристальное внимание
Второе отличие эксклюзивных бутиков от магазинов масс-маркета — количество персонала. В недорогих магазинах и дискаунтерах продавцов в несколько раз меньше, чем покупателей. Так магазины продвигают концепцию самообслуживания и снижают расходы.
В дорогих бутиках все наоборот. Продавцов здесь больше, чем покупателей, чтобы удовлетворять любые прихоти клиентов. Однако недостаток покупателей и излишек продавцов создает угнетающую атмосферу и отпугивает людей. Кажется, что вы оказались в центре внимания. Продавцы разглядывают вас и оценивают. Вы чувствуете себя как под микроскопом.
Высокомерие продавцов в дорогих бутиках, как ни странно, разжигает желание сделать покупку
Психолог Томас Ричардс объясняет: страх оказаться в центре внимания — одно из проявлений социальной тревожности. Вы боитесь, что другие оценят вас негативно или осудят. Если в глубине души вы считаете, что недостойны совершать покупки в дорогом магазине, то под пристальными взорами персонала страхи обостряются. Вот-вот они поймут, что вам здесь не место, и вышвырнут отсюда.
3. Неприветливый персонал
Персонал оценивает вас не просто так — они прикидывают, есть ли у вас деньги. Зарплата продавцов зависит от продаж, им не нужны клиенты, которые пришли просто поглазеть. Если обувь, одежда или аксессуары не соответствуют классу магазина, в который вы вошли, продавцы это заметят. Они будут игнорировать вас или помогать с неохотой.
Психологи Морган Ворд и Даррен Дахл из Университета Британской Колумбии выяснили, что высокомерие продавцов в дорогих бутиках разжигает желание сделать покупку. Мы стремимся восстановить справедливость и доказать, что достойны покупать вещи в шикарном месте.
Как преодолеть страх?
Если материально вы готовы совершить покупку в люксовом магазине, остается приготовиться морально. Несколько уловок сделают процесс комфортнее.
Приоденьтесь. Продавцы действительно оценивают вашу одежду, обувь и аксессуары. Если вы чувствуете себя неуютно в дорогих бутиках, не стоит приходить туда в джинсах и кроссовках. Подберите более презентабельную одежду и обувь.
Изучите ассортимент. Ознакомьтесь заранее с ассортиментом на сайте магазина или бренда. Выберите приглянувшуюся вещь и интересуйтесь в магазине именно ею. Персонал заметит вашу осведомленность и воспримет как серьезного покупателя.
Прислушайтесь к продавцу. Иногда продавцы навязчивы, но ассортимент бренда они знают лучше, чем вы. Продавцы владеют полной информацией о доступных фасонах, цветах, размерах, а также о наличии товаров в других магазинах.