Находиться рядом с ними нам некомфортно — нет ощущения безопасности. Мы отходим подальше, отворачиваемся, делаем вид, что их вовсе нет. Мы очень боимся, что они к нам приблизятся, дотронутся до нас. Что, если они нас испачкают? Вдруг мы заразимся от них какой-то кожной болезнью? И вообще, мы как будто боимся от них «заразиться» тем, кто они, стать такими же, как они.
Встреча с ними вызывает целый комплекс чувств. Более хладнокровные и отстраненные люди чувствуют отвращение. Более эмпатичные могут испытать стыд, вину, сочувствие.
Сумасшедшие отверженные старики — это наша коллективная Тень. Комплекс всего того, что мы не хотим видеть, отрицаем в себе. Того, что подвержено внутренней критике каждого из нас и общества в целом. И совершенно очевидно, что, столкнувшись с таким живым и активным «конденсатом» своих вытесненных свойств и качеств, любой из нас — осознает он это или нет — испытывает страх.
Встреча с неадекватным старым маргиналом активизирует разные страхи:
- грязи,
- нищеты,
- голода,
- болезни,
- старости и смерти,
- уродства,
- сумасшествия.
Я хочу остановиться на последнем, самом важном страхе в этом комплексе. Пока человек сохраняет контроль над разумом, он может так или иначе обезопасить себя от голода, нищеты, болезни, старения, уродства. Он может принимать решения, совершать какие-то действия, чтобы предотвратить негативные сценарии. Поэтому самое главное изменение при превращении из социально адаптированной личности в неадекватного маргинала — потеря рассудка. И нам страшно, очень страшно.
Человек рефлексирующий начинает размышлять: а как это случилось, почему он или она вдруг лишились рассудка
Эмпатичный, сочувствующий человек невольно, бессознательно отождествляет себя с этим выжившим из ума стариком или старухой. Особенно когда в них еще заметны проявления интеллигентности, образованности, аккуратности, статуса.
Например, однажды я встретила нищенски одетую, с изуродованной ногой бабушку, декламирующую наизусть «Евгения Онегина». А еще видела двух пожилых влюбленных бездомных, которые сидели посреди помойки, взявшись за руки, и наперебой читали друг другу стихи Пастернака. И сумасшедшую старуху в изящном, изъеденном молью норковом манто, явно дорогой и сделанной на заказ шляпе и фамильных драгоценностях.
Человек рефлексирующий начинает размышлять: а как это случилось, почему кто-то, такой же, как и я, вдруг лишился рассудка. Наверное, с ним произошла какая-то страшная трагедия. Очень пугает мысль, что если психика не справится, то в результате какого-то неожиданного драматического события можно потерять разум. И это никак нельзя предвидеть, и никак нельзя защититься.
Однажды нашу квартиру ограбили, грубо выломав дверь вместе с косяками. Когда я пришла с работы, в квартире было полно народу: следственная группа, свидетели. Мама через порог протянула мне стакан воды и какую-то успокоительную таблетку со словами:
— Ты только не волнуйся, главное — сохранить душевное здоровье.
Это случилось во времена тотального дефицита, и хотя я лишилась всех денег, ценных вещей и даже всей хорошей одежды и восполнить все это было достаточно трудно, потеря была недостаточно большой, чтобы сойти с ума. Хотя бывали случаи, что и от материальных лишений люди теряли рассудок: например, потеряв бизнес, дело всей жизни или жилье. И все-таки бывают случаи пострашнее. И связаны они чаще с трагическим разрывом отношений, а не с материальными потерями.
Когда потеря жилья — это не просто потеря жилья, когда из квартиры старика выгоняет любимый сын или дочь. Ужас потери крыши над головой тут меркнет перед болью от предательства и потери любви самого близкого человека, того, которому посвятил всю свою жизнь.
Одна моя знакомая на время потеряла рассудок из-за трагических обстоятельств. Ей было двадцать с небольшим, она встречалась с молодым человеком, была от него беременна. И вдруг узнала, что парень изменял ей с ее подругой. Казалось бы, случай достаточно банальный, происходит такое нередко. Другая бы вычеркнула его из своей жизни, забыла, как зовут изменщика.
Но у моей знакомой оказалась очень хрупкая психика, и для нее это была настоящая трагедия. Она потеряла рассудок, у нее появились звуковые и визуальные галлюцинации, она пыталась покончить с собой, попала в психиатрическую больницу, где ее накачали лекарствами. Пришлось вызывать искусственные роды, и ребенка она потеряла. К счастью, она выздоровела, хотя на это потребовалось около десяти лет.
Нам они кажутся неадекватными, но сами нисколько не страдают. Им комфортно и радостно в их субъективной реальности
В общем, от потери рассудка, увы, никто не застрахован. Но чтобы немного вас успокоить, скажу следующее: не всегда они несчастны, эти «cумасшедшие». Если старушка улыбается, пляшет и поет песенки из мультфильмов, ей, скорее всего, хорошо. И той, что выразительно читает Пушкина, а потом раскланивается, как со сцены, — тоже. Нам они кажутся неадекватными, но сами нисколько не страдают. Им комфортно и радостно в их субъективной реальности. Но есть и такие, которые кричат на прохожих, сквернословят, плюются, изрыгают проклятья. Похоже, они находятся в своем личном аду.
Каждый из нас живет в своей субъективной реальности. Различны наше восприятие, убеждения, ценности, опыт. Если вас переместить в тело другого человека, вам покажется, что вы сошли с ума. Вы будете по-другому видеть, слышать, воспринимать запахи и вкусы, у вас в голове будут возникать совершенно другие мысли, не свойственные вам. Между тем и вы, и этот другой человек, несмотря на все различия, нормальны.
Конечно, есть граница между нормой и не-нормой, но она видна лишь стороннему наблюдателю и только если он обладает достаточной экспертностью в этой теме.
Мне кажется, стопроцентно обезопасить себя от потери рассудка невозможно. Мы можем лишь снизить свой страх, предприняв все возможное для того, чтобы сделать свою психику более устойчивой. А к городским сумасшедшим относитесь, пожалуйста, мягче. В наши непростые времена такое может случиться с каждым.
Об авторе
Леля Чиж — психолог, психотерапевт. Ее