Сейчас Александру 60 лет. Когда-то, еще мальчишкой, он вместе со своей сестрой сидел на заборе и грыз сочное яблоко. Тот день он помнит в деталях, даже во что они были оба одеты. По дороге шел старец и свернул к их дому. Родители отнеслись к путнику с уважением и пиететом.
Разговор был достаточно коротким. Старик сообщил, что мальчик будет плавать по морю (а это была глухая сибирская деревня, что наводило на сомнения), что он рано женится, причем на инаковерной, и что останется вдовцом. Девочке же было предсказано хорошее будущее: крепкая семья, достаток и много детей.
Мальчик подрос и уехал учиться в крупный город, где его специальность «случайно» была связана с морем. Он рано женился, на девушке из другой конфессии. И овдовел. Потом еще раз женился. И вновь овдовел.
Сестра же совершенно иначе прошла свой путь: короткий брак не по любви, развод, один ребенок, одиночество на всю жизнь.
Ментальная инфекция
Мы с детства привыкли верить в Деда Мороза, в волшебные истории, в чудеса.
«Дети впитывают безоговорочно родительские послания и установки, перенимая картины мира тех, кто их окружает, — объясняет психолог Анна Стаценко, — Ребенок растет. Сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, он, из своей детской части, хочет, чтобы кто-то смог решить: как ему поступать, что именно нужно сделать, как будет безопаснее. Если в окружении нет человека, мнению которого бы детская часть вполне доверяла, начинается поиск».
И тогда в дело вступают те, кто всегда и все знает наперед, уверенно предсказывая будущее. Все те, кого мы наделяем статусом значимого и авторитетного человека.
«Идут к ним для того, чтобы снять с себя ответственность, напряжение от страха совершить ошибку, — продолжает психолог. — Для того, чтобы кто-то другой выбрал и сказал, как и что делать, чтобы снизить уровень тревоги, получить позитивное подкрепление. И чтобы значимый взрослый успокоил: «Не бойся, все будет хорошо».
Критичность в этот момент снижается. Информация принимается на веру. И есть вероятность того, что человек будет «ментально инфицирован». Причем внедрение чужеродной программы порой происходит совершенно незаметно, на бессознательном уровне».
Мы общаемся при помощи слов, каждое из которых несет в себе определенную кодировку, явное и скрытое послание, считает Анна Стаценко:
«Информация попадает и на уровень сознания, и в бессознательное. Сознание может эту информацию обесценить, но при этом бессознательное вычленит из текста тот формат и фрагмент, который может быть принят через призму личного опыта и семейно-родовой истории. А дальше начинается поиск стратегий реализации полученной информации. Велика опасность, что в дальнейшем человек будет действовать не из своей свободной воли, а из ограничений, полученных через послание».
Насколько быстро приживется и приживется ли вообще послание-вирус, зависит от того, есть ли в нашем бессознательном плодородная почва для такой информации. И тогда вирус зацепится за страхи, опасения, личные ограничения и убеждения, утверждает Анна Стаценко.
Как развернулась бы жизнь этих людей без ограничивающих предсказаний? В какой момент мы отказываемся от своего пути, от истинного выбора из-за предсказания? Когда было утрачено доверие себе, своему высшему «Я»?
Попробуем разобраться и выработать противоядие за 5 шагов.
Противоядие от вируса
Шаг первый: научиться опираться на позицию при взаимодействии с кем-то: Я-взрослый и Другой — взрослый. Для этого нужно исследовать свою взрослую часть.
«Взрослое состояние — это то, при котором человек осознает и здраво оценивает риски любых своих действий, готов взять ответственность за происходящее в своей жизни, — поясняет Анна Стаценко. — При этом он формирует различные стратегии в конкретной ситуации.
В этом состоянии человек определяет, что для него иллюзорно, где ему хочется построить воздушный замок. Но наблюдает он это как бы со стороны, удерживаясь от полного ухода в эти иллюзии либо в родительские запреты.
Исследовать свою взрослую часть — это значит изучить, могу ли я разрабатывать стратегии самостоятельно, брать ответственность за происходящее на себя, быть в контакте со своими страхами и другими чувствами, позволить себе их проживать.
Могу ли я смотреть на другого, не завышая его важность, но и не обесценивая, из позиции Я-взрослый и Другой-Взрослый. Умею ли отличать свои иллюзии от реальности».
Шаг второй: научиться критично относиться к полученной информации извне. Критично — это не обесценивающе, не уничижительно, а как к одной из гипотез, объясняющих происходящие события.
Мы готовы принять информацию от других, но относимся к ней как к одной из теорий, спокойно отвергая ее, если она не выдерживает критики.
Шаг третий: осознать, есть ли в моем запросе к Другому бессознательное желание снять с себя ответственность. Если да, то возвращать себя во взрослую позицию.
Шаг четвертый: осознать, какую потребность я удовлетворяю, обращаясь к Другому. Действительно ли выбранный мною кандидат способен удовлетворить эту потребность.
Шаг пятый: научиться определять момент внедрения вируса. На уровне изменения состояния. Например, вы только что смеялись и были полны энергии, но после разговора с коллегой навалилась тоска, неверие в себя. Что произошло? Мое ли это состояние или состояние коллеги, которое мне передалось? Для чего мне это нужно? Были ли в разговоре какие-то фразы, которые по-особому звучали?
Оставаясь в контакте со своей взрослой частью, мы можем уберечь и внутреннего ребенка, и себя от самосбывающихся пророчеств и иных возможных опасностей подобного рода.
Об эксперте
Анна Стаценко — психолог, телесный терапевт, психосоматотерапевт, ведущая групповых тематических семинаров по архетипам Тени, характерологии и сексуальности. Ее