Первые успехи и неудачи: как ситуации из детства влияют на самооценку — наглядный пример
Фото
Unsplash

Как формируется

Самооценка — субъективное восприятие самого себя, которое закладывается еще в детстве под влиянием отношений с родителями и с другим ближайшим окружением. Все это предопределяет систему установок, убеждений и мыслей, которая нередко сохраняется и во взрослом возрасте.

Младенчество

Самооценка складывается из мнения родителей и других близких людей. Когда ребенок рождается, то еще не воспринимает себя отдельной личностью, поскольку находится на симбиотической стадии развития.

Кризис трех лет

А вот в три года происходит кризис самостоятельности и независимости. В этот период не только родителям, но и персоналу в детском саду очень важно поощрять стремление ребенка к самостоятельности.

Начальная школа

Первоклассник думает, что знания определяют личность, поэтому зачастую переживает в этом возрасте кризис самооценки. А значит, учителям важно грамотно доносить свои мысли, а родителям — не требовать учиться на одни пятерки. В противном случае ребенок может начать считать, что его любят только за достижения. 

Примеры

Конечно, каждый из нас в детстве не только одерживал победы, но и претерпевал неудачи. И в данных ситуациях зачастую не столь важно, побеждали мы или проигрывали. Куда важнее, как реагировало наше окружение.

Разберем на примере двух девочек-спортсменок.

Маша

Маша растет в благополучной семье, где успехи ребенка значат очень многое, и учится в школе, где также поощряются всевозможные достижения.

И вот на соревнованиях по фигурному катанию девочка получает призовое место, но не первое. И вроде бы результат вполне достойный, однако ее родители и тренеры недовольны.

Маша разочарована и подавлена, думает, что она хуже других (хотя второе место — очень хороший результат)

Так постепенно формируется заниженная самооценка, которую она пронесет с собой через всю жизнь. И, вероятнее всего, будет постоянно работать, изматывая себя и страдая от ощущения «я хуже других, значит, должна делать больше, чем они». 

Аня

Аня заняла третье место. Родители похвалили: сказали, что она молодец. И тренер также отметил заслуги и сообщил, что они будут работать дальше, чтобы добиться первого места.

Таким образом формируется адекватная самооценка, то есть понимание того, что она достигла больших результатов, но чтобы быть еще лучше, нужно продолжать развиваться. И в итоге девочка сможет прийти к тому, чего хочет добиться.

Что в итоге

Варианты развития схожих событий могут быть разными. И многое зависит от настроя и отношения к ситуации. Поэтому помните, как важно ценить успехи: как собственные, так и своего ребенка.

Как исправить

1. Отмечайте достижения

Попробуйте анализировать каждый день свои успехи, отмечать даже самые маленькие. Например, записывайте в специальном ежедневнике все, чем вы гордитесь.

2. Замечайте негативные установки

Рефлексируйте на тему отношения к себе, анализируйте, откуда и почему возникли те или иные убеждения и установки.

3. Обратитесь к психологу

Если чувствуете необходимость, обратитесь к опытному психологу, который поможет научиться находить и ценить достижения.

Арина Картушина

Психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП)