Как часто у нас получается осуществить задуманное? Наверное, есть счастливчики, которые практически не ведают неудач, но таких явно меньшинство. Большинство же ежедневно сталкивается с разного рода сложностями. Консультантам в магазине отказывают покупатели, статьи журналистов отправляют на доработку, актерам и моделям указывают на дверь во время кастинга.
Мы знаем, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, и наши промахи — неотъемлемая часть любой работы или учебы. Не добившись желаемого, мы все же получаем подтверждение того, что мы активны, стараемся, делаем что-то для того, чтобы изменить ситуацию и добиться целей.
К достижениям мы идем, опираясь не только на талант, но и на умение упорно трудиться. И все-таки с победами на этом пути почти всегда соседствуют поражения. Ни один человек в мире не проснулся виртуозом, до этого ни разу не держав в руках скрипку. Ни один из нас не стал успешным спортсменом, с первого раза закинув мяч в кольцо. Но как наши незабитые голы, нерешенные задачи и непонятые с первого раза теоремы влияют на то, как мы учимся новому?
15% для отличника
Наука считает неудачи не только неизбежными, но и желательными. Доктор психологии, специалист в области когнитивных наук Роберт Уилсон и его коллеги из университетов Принстона, Лос-Анджелеса, Калифорнии и Брауна выяснили: лучше всего мы обучаемся тогда, когда способны решить правильно только 85% поставленных задач. Иными словами, быстрее всего этот процесс идет тогда, когда мы ошибаемся в 15% случаев.
В ходе эксперимента Уилсон и его коллеги попытались понять, как быстро компьютеры осваивают простые задачи. Машины делили числа на четные и нечетные, определяли, какие больше, а какие меньше. Ученые устанавливали разные настройки сложности для решения этих задач. Так и выяснилось, что машина быстрее учится новому, если решает задания правильно только в 85% случаев.
Исследователи изучили результаты более ранних экспериментов по обучению различным навыкам, в которых принимали участие животные, — и закономерность подтвердилась.
Скучное — враг хорошего
Почему так получается и как нам добиться оптимальной «температуры» для обучения? «Задачи, которые вы решаете, могут быть простыми, сложными и средними. Если я дам вам действительно простые примеры, ваш результат будет правильным на 100%. В этом случае вам и учить будет нечего. Если примеры сложные, вы решите половину, и все равно окажется, что вы ничему новому не научились. А вот если я предложу вам задачи средней сложности, вы окажетесь в той точке, которая даст вам наибольшее количество полезной информации», — объясняет Уилсон.
Интересно, что выводы американских ученых во многом перекликаются с концепцией потока, предложенной психологом, исследователем счастья и креативности Михаем Чиксентмихайи. Потоковое состояние — это ощущение полной включенности в то, чем мы сейчас заняты. Находясь в потоке, мы не ощущаем бега времени и даже голода. Согласно теории Чиксентмихайи, мы наиболее счастливы именно тогда, когда находимся в этом состоянии. И попасть «в поток» во время учебы тоже волне реально — при соблюдении некоторых условий.
В книге «В поисках потока. Психология включенности в повседневность» Чиксентмихайи пишет, что «чаще всего люди попадают в поток, пытаясь справиться с задачей, которая требует максимального приложения сил. При этом оптимальная ситуация создается, если достигнут правильный баланс между простором для деятельности и способностями человека выполнить поставленную задачу». То есть задача не должна быть для нас слишком простой или слишком сложной. Ведь, «если вызов стоит перед человеком слишком сложный, он чувствует себя удрученным, расстроенным, обеспокоенным. Если задачи чрезмерно просты — напротив, расслабляется и начинает скучать».
Роберт Уилсон поясняет: результаты исследования, проведенного его командой, абсолютно не означают, что мы должны стремиться к «четверкам» и сознательно снижать свой результат. Но помнить о том, что слишком простые или слишком сложные задачи могут снизить качество обучения, а то и вовсе свести его на нет, все равно стоит. Однако теперь мы можем с гордостью говорить о том, что на ошибках действительно учатся — причем быстрее и даже с удовольствием.